ОГЛАВЛЕНИЕ

Заря обзор фотоаппарата и инструкция

Перечень всех обзоров и статей вы можете видеть на карте блога.

Фотоаппарат Заря


Заря это шкальный фотоаппарат. Выпускалась Заря Харьковским производственным машиностроительным объединением «ФЭД» с 1959 по 1961 год.

Аппарат — старожил.
Хотя в моей коллекции, в основном, более современная техника (если можно так выразиться применительно к изделиям, выпущенным не позднее 90-х годов прошлого века), но Заря достойно занимает свое место.

И причина — именно в наличии в этом аппарате интересного технического решения. Дело в том, что Заря — единственный известный мне шкальник со сменной оптикой.

Но обо всем по порядку.

Выпущено этих фотоаппаратов было около 140 тыс штук.

Технически Заря представляет собой упрощенную версию ФЭД-2, из конструкции которого убрали дальномер и автоспуск.

На мой взгляд — решение очень грамотное!

Советской фото-промышленности очень тяжело и дорого давалась переналадка производства. Окупались только те модели, которые выпускались миллионными тиражами без существенных изменений конструкции.

В этих условиях, наладка линий производства шкальных фотоаппаратов — как самостоятельных моделей — скорее всего, была экономически спорной.
Предположу (это мое частное предположение, ни на чем кроме здравого смысла не основанное), что выпускать шкальники на линиях дальномеров — было бы все-таки рациональнее.

У меня экономическая специальность — я бы с удовольствием посмотрел расчеты экономической целесообразности того времени.

Мне думается, что экономия на разработках, проектировании и наладке новых линий — перекрыла бы лишние затраты материалов на не убираемые рудименты родительских дальномеров в конструкции дочерних шкальников.

Штатный объектив Зари — Индустар-26М 2,8/50. 

Крепление оптики M39×1 / 28,8.
Корпус камеры классический для того времени. Металлический, оклеенный текстурированным кожзаменителем.

Вес моего экземпляра без объектива — 450 грамм.   
  
Затвор шторный, матерчатый. Ходит по горизонтали.
Камера отбивает выдержки: 25, 50, 125, 250, 500. Для того времени — 100% нормально и достаточно.
Синхронизация со вспышкой — по кабелю на 25-й выдержке.
Органы управления:

Спереди, кроме объектива и переднего окошка видоискателя имеется гнездо проводного синхроконтакта.








Сзади только окошко видоискателя. Он дает не очень крупное изображение без каких-либо изысков. Но зато видоискатель расположен строго по оси объектива. В одной плоскости это полностью устраняет параллакс.

Снизу — замки крышки и штативное гнездо старомодного размера 3/8 дюйма.

Все основные органы управления расположены сверху.

Имеем:
— Массивную головку обратной перемотки
— Скобу для доп. оборудования — вспышки или дальномера. Скоба, конечно, «холодная»
— Головку установки выдержек
— Кнопку спуска с втулкой отключения затвора
— Головку взвода затвора и протяжки плетки с памяткой типа и чувствительности пленки и счетчиком кадров.

Головка выдержек — традиционная для конструкций того времени. Небольшая и не очень удобная. Для установки выдержки — головку нужно оттянуть наверх, повернуть до нужного значения и опустить вниз.

Менять выдержку можно как при взведенном, так и при спущенном затворе.

В этом заключается основной и очень существенный недостаток аппаратов тех лет. Оперативности, конечно, никакой.

Затвор взводится простой головкой. Не курком. Удобство использования по сравнению с курковым взводом — очевидно существенно ниже.

Правда, конструкторы постарались, по возможности, сделать этот процесс удобнее. Головка сделана массивной, приподнята над корпусом, на нее нанесено качественное рифление. В принципе, сложностей не возникает.

В целом, аппарат хорошо лежит в руках. Однако, говоря об эргономике нельзя не отметить неудобное расположение кнопки спуска. Эта кнопка смещена назад и доступ к ней закрыт головкой взвода затвора. Палец, лежа на кнопке, выгибается дугой в не очень естественном положении.

Чтобы заправить пленку необходимо открыть снизу 2 поворотных замка и снять заднюю стенку. Далее все типично.








Отношение к аппарату:

У меня вполне положительное отношение к Заре. Основным достоинством этого аппарата является возможность сменить объектив.

Я уже неоднократно высказывал мнение, что у советских шкальников оптика недостаточно широкоугольная. Применение оптики с ФР от 32 мм и шире давало бы новичкам следующие преимущества:

— шире охват снимаемой сцены. Основной сюжет для новичка — это группы людей, пейзажи, архитектура, а не портреты.
— большая ГРИП, что более лояльно к просчетам в определении дистанции на шкальных фотоаппаратах.
— большая устойчивость к шевеленке.

Так вот Заря позволяла снять штатный объектив и заменить его на любой дальномерный с резьбой М39.

Даже не на Орион-15 6/28. Этот объектив, судя по всему, и в советские времена был не очень распространен. А хотя бы на Юпитер-12 2,8/35.

Сейчас Юпитеров-12 на рынке очень много. Можно предположить, что достать его в те времена было возможно. Хотя легко в Союзе не доставалось ничего. 

А вот если удалось бы добыть Орион, то зарядив 125-ю пленку (в 60-е вряд ли, но мы ведь примеряем технику к пользователю конца 80-х, начала 90-х) можно было бы максимально открыть диафрагму до 6, выставить на объективе дистанцию чуть больше 4 метров и снимать себе не заморачиваясь ни на апертуру, ни на фокусировку.

Резким было бы все на дистанции от 2,1 метров до бесконечности.

Какая нужна была бы выдержка? У меня за окном весьма пасмурный московский день. Экспонометр моего D800 утверждает, что 1/50 — было бы самое оно. Как видим, есть свобода маневра в обе стороны.

Орион при некоторой сноровке будет лоялен и к выдержкам 1/25.

Использование нештатного объектива потребовало бы приобретения сменного видоискателя. С этим пришлось бы смириться. Хотя, думаю, что при некотором опыте — можно было приноровиться и без него.

Не забываем, что фотоувеличитель позволял вполне неплохо делать «кроп» при печати снимков.

Взводить затвор на Заре не сложнее чем на Смене-8М. Аппарат позволяет использовать 2 закрытые кассеты, значит отснятую пленку не обязательно перематывать.

Диапазон выдержек — вполне достаточен. Длиннее 25 — без штатива не обойтись. А короче 500 — при чувствительности пленок тех лет — тоже не очень то и нужно.

Дизайн Зари для стыка 80-х и 90-х — конечно не hi-tech. Но не хуже, чем типичный ФЭД или Зенит-В. А те смотрелись адекватно.

Самое большое неудобство — это головка выдержек. Но на Зенитах-Е, -В, ФЭДах, Зорких—  что было? Точно то же самое.

Итого — Заря (при возможности достать широкоугольный объектив) — была бы, очень неплохим вариантом шкальника для начинающего фотографа конца 80-х, начала 90-х.


Перечень всех обзоров и статей вы можете видеть на карте блога.

--------------------------------------------------------------------------
Информационное сообщение.
Уважаемые читатели! В социальных сетях для сайта Фототехника СССР созданы странички – визитные карточки.
Если вам интересен мой ресурс, приглашаю поддержать проект и стать участником любого из сообществ. Делитесь опытом, высказывайте соображения, задавайте вопросы, участвуйте в дискуссиях!
В соцсетях я буду выкладывать ссылки на свежие обзоры и сообщать, какие именно статьи появятся на сайте Фототехника СССР в ближайшем будущем.
Удачи!

--------------------------------------------------------------------------

Инструкция:




Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Фотоэкспонометр Ленинград-2 обзор и инструкция

Зеркальные фотоаппараты с резьбой М39 и байонетом Ц

ЛОМО-135ВС обзор фотоаппарата и инструкция

Смена-8М обзор фотоаппарата и инструкция

Пневматический автоспуск обзор