Коллекционеры
— люди с ушибленной головой. Отлично
знаю, т.к. сам такой :о) Резоны у коллекционеров свои и многим непонятны.
В
этой статье мы подумаем над тем, стоит ли использовать советскую оптику на
современных камерах. Причем подумаем с позиции фотолюбителя, который энтузиаст,
но без фанатизма. Этот человек не испытывает удовольствия от просто верчения в
руках древнего девайса. Ему нужна конкретная польза / выгода / результат.
Что представляет собой советский объектив?
Это
изделие из стекла и металла. Очень надежное. Очень много оптики прошло сквозь
все годы и сохранило работоспособность на 100%.
В
советских объективах нет электроники. Не бывает автофокусрных советских
объективов. Вся советская оптика – мануальная.
Почти
все советские объективы — фиксы. Т.е. имеют фиксированное фокусное
расстояние. В Союзе выпускались
трансфокаторы (на современный манер — зумы). Их было даже несколько видов. Но фиксы составляют абсолютное большинство
парка советской оптики.
Среди
советской оптики немало светосильной.
Сделать светосильный фикс не так уж сложно. Оптика наука немолодая и
светосильные объективы в Союзе делать вполне умели.
Сейчас
все бренды предлагают фотолюбителям
недорогие зеркалки. Прогресс не
стоит на месте и качество матриц, скорость процессоров, цепкость фокусировки и
прочие свойства любительских зеркалок все меньше отличаются от более продвинутых
камер. Технологии и электроника
дешевеют.
А вот
с оптикой ситуация немного иная. Профессиональная оптика очень дорогая.
Бюджетные зумы, которыми комплектуются любительские киты — заметно уступают в
качестве продвинутой оптике. Довольно многие любители хотели бы попробовать
что-то более качественное и светосильное.
Но цены на оптику кусаются.
Вот в
этом случае стоит обратить свое внимание на старую мануальную оптику вообще и
советскую в частности.
Качество оптики советских объективов
Может
ли советский объектив обгонять в качестве современные аналоги от крупнейших
брендов? Если речь идет о совокупности таких свойств как резкость, контраст,
отсутствие искажений, цветопередача, устойчивость к бликам в контровом свете и
если подходить очень строго — НЕТ, не может.
Все-таки
технологии развиваются. Корпорации разрабатывают новые виды оптического стекла,
новые типы оптических элементов, новые материалы для просветления. Компьютеры просчитывают и моделируют
оптические схемы куда эффективнее, чем это было возможно во времена СССР.
Можно
ли говорить, что советская оптика — полный отстой? Тоже ни в коем случае
нельзя. Технологии берут свое, но сформировать на пленке (матрице) изображение
— не так уж сложно — можно и вообще без
оптики. Стаканом с дыркой.
Если
говорить по простому, сделать достойный фикс— это все-таки «не космическая
наука». Все что для этого нужно в Союзе делать умели.
В
итоге, преимущества современных объективов — есть, но они не всегда видны. И не
всем видны. Часто, нужно сделать снимок
в специально подобранных условиях, и попросить специалиста пристально его
поразглядывать, чтобы тот нашел недочеты.
К
чему я веду? К тому, что советская оптика скорее всего не даст прироста
качества, т.е. не улучшит резкость, контраст, цветопередачу и т.д.
Ну разве что у вас особо неудачная модель бюджетного зума. Все-таки
фиксы изначально имеют фору по качеству перед зумами. Даже, если фикс старый, а
зум современный.
Но и ухудшения
качества фотографий вы с советским объективом вряд ли получите.
Качество
изображения — совсем не тот критерий, который должен рассматриваться в первую
очередь.
Качество сборки советских объективов
На
этот счет есть немало легенд.
Кто-то
считает, что советская оптика являет
собой вершину технологий того времени. Потому,что могучая страна в первую
очередь заботилась о качестве и надежности. И только потом о разных глупостях
типа экономии затрат.
Кто-то
напротив уверен, что на конвейерах сидели вечно пьяные разгильдяи, линзы
забивались на посадочные места молотком, смазка в узлы диафрагмы лилась из
ведра через край, а с потолка непрерывно сыпался песок.
Не
правы ни те, ни те. Все как всегда сложнее и истина где-то посередине. Брак был
и его было немало. Особенно удручающе все стало выглядеть с
поздне-перестроечных времен. Тогда — да. И винты частенько не дожимались и
стружка металлическая на линзах откуда-то появлялась, и избыток смазки был. Была
также техника сырая чисто конструктивно. Она выходила из строя не из-за
производственного брака, а по причине низкой надежности самой конструкции.
Но
если рассматривать период, когда Союз не
начал еще трещать отчетливо и рассматривать массовые проверенные временем и любимые
фотографами модели объективов — нарваться на заводской брак шанс минимален. Не
выше, чем при покупке современной техники.
Комментарии
Отправить комментарий