ОГЛАВЛЕНИЕ

Советские объективы на цифровых камерах.Часть 2. В основном для экономии

Это не первая часть статьи. Перейти в начало

Логика простая. Советские объективы не лучше современных. Но они существенно дешевле при прочих почти равных возможностях. Если вас перестал устраивать ваш штатный зум и вам хотелось бы чего-то поинтереснее и более светосильное,  вы можете купить современный светосильный фикс. При этом вы получите  максимум всего. Но заплатите как за чугунный мост.

А можете купить советский объектив. Заплатите в 10-20 раз меньше. Не во всех случаях. Есть сильно переоцененные советские объективы.  Но недорогих отличных вариантов много. Потеряете автофокусировку и управление диафрагмой из тушки. Но все остальные плюшки будут ваши. И вполне высокое качество картинки и высокая светосила и высочайшая надежность и т.д.

Бокэ — как много в этом звуке


Есть еще один важный аспект. Говоря о качестве мы до сих пор имели в виду такие показатели как резкость, контраст, цветопередача.  Эти показатели поддаются строгому инструментальному  измерению и современные фирмы-производители объективов непрерывно совершенствуют эти характеристики у своей продукции. Советской технике тут не угнаться. Хотя бы потому, что она стоит на месте. :о)

Но есть показатель, который тоже очень важен, но его нельзя измерить. Это — Бокэ. Этим термином называют художественно привлекательное размытие заднего фона. Причем особенно важна именно художественная привлекательность.

Резкость можно измерить и резкие изображения одинаковы с т.з. резкости. А вот степень нерезкости, художественные свойства размытия объектов в зоне нерезкости — измерить нельзя.  Восприятие красивости размытия — это вопрос субъективных ощущений. И фишка в то, что рисунок в зоне нерезкости объективы размывают по разному.  Кому-то нравится размытие одного объектива, кому-то другого.

Технически размытие тем сильнее, чем более открыта диафрагма при снимке, чем дальше задний фон и длиннее  фокусное расстояние объектива.     

Но при одинаковой степени (силе) размытия объективы дают еще немного разный рисунок в зоне размытия.  Т.е. размывают, возможно, одинаковой силой, но немного по разному.

Строго говоря, отличия не такие уж большие, но все же заметные. Очень характерным размытием обладают объективы семейства Гелиос-44 — они немного закручивают фон. 

Так вот именно рисунок размытия является основным поводом использовать советскую оптику. Размытие — показатель субъективный, а следовательно, современные объективы не могут быть лучше по этому показателю. Они просто другие.

И еще. Если вы фотографируете пейзажи и у вас есть объектив, который вас устраивает, например, по резкости и разрешающей способности, то вам нет резона покупать второй объектив с аналогичными параметрами. Зачем второй такой-же резкий?

А вот если вы снимаете портреты, ваша логика может быть немного иной. Если ваш объектив имеет приятный индивидуальный рисунок размытия и вам он нравится, — вам все-таки вполне резонно попробовать объективы разных систем. Они будут придавать вашим снимкам художественное разнообразие.

Но покупать несколько современных объективов только чтобы получать разнообразие рисунков размытия — честное слово,  накладно. 

А вот завести 2-3 советских объектива это вполне разумно. Все эти модели будут из верхних строчек рейтингов  советских портретиков, а стоить все вместе  будут дешевле одного современного. 

Поматросил и бросил


Рассматривая поводы приобрести советскую оптику я полагаю нужным рассмотреть еще такой аспект, как оптика для редкого использования.

Существуют объективы творческие и узкоспециализированные. Например, сверширокоугольники  (фиш-ай, fish-eye) или сверхдлиннофокусники. Поснимать таким объективом очень интересно, но скорее всего ваши отношения с ним не выйдут за пределы понятия «поприкалываться». Очень уж специфическая оптика.

На Avito масса предложений новых 1-2 раза использованных объективов Фиш-ай. Попробовать хочется, но интерес быстро проходит, а ничего дельного в повседневной практике такая система предложить не может. Вот и несут продавать.

Покупать современный объектив из такого числа — пустая трата денег. А вот советский купить не так накладно. Правда, такого вида советская оптика стоит не копейки. 5-7 тысяч рублей придется выложить. Но все равно это в разы дешевле нового импортного изделия. Если очень уж хочется, можно себе позволить.

Т.е. резон в конечной степени по-прежнему сводится к экономии.

Неожиданно, но в случае сверхширокоугольных или сверхдлиннофокусных объективов — не так критичен основной недостаток советской оптики — отсутствие автофокуса. 

У сверхширокоугольников такая большая ГРИП, что смело можно выставить объектив на гиперфокальное расстояние и забыть вообще о фокусировке.

А современные импортные сверхдлиннофокусники, если они как и советские имеют зеркально-линзовую конструкцию, — также лишены автофокуса. Эта конструкция объективов имеет очень низкую светосилу, что все равно не позволяет камерам фокусироваться автоматически. 

За бортом


Хорошо, а какие советские объективы не стоит сейчас использовать? Заранее предупреждаю, что высказываю только свое частное мнение. И применимо это мнение только для людей, который в советских объективах видят только средство получения фотоизображения и ничего более.  

А мнение это таково: Не стоит пытаться использовать широкоугольники от 28 мм и длиннее вплоть до 50 мм. Почему? Потому, что от этих объективов требуется стандартный набор показателей, таких как резкость, контраст, разрешающая способность, цветопередача, отсутствие искажений, устойчивость к контровому свету. Светосила им в большинстве случаев не нужна. Ее все равно разменивают на ГРИП.  В итоге, те параметры, которые вам нужны — у вашего штатного зума — скорее всего не хуже. 

Использовать ли объективы 50-58 мм?


А как хотите.

На полном кадре я считаю этот диапазон неудобным. Об этом есть небольшая отдельная статья.  Соответственно, по моему мнению не стоит использовать. Разве что именно интереснее попробовать.

На кропе получите неплохой короткий портретик, поэтому есть смысл использовать.  

Читать продолжение статьи

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Фотоаппарат Сокол-автомат обзор и инструкция

Фотоаппарат Зенит-TTL обзор и инструкция

Фотоаппарат Чайка-2 обзор и инструкция

Фотоаппарат Киев-88 TTL обзор и инструкция

Фотоаппарат Зенит-Е обзор и инструкция