Это не первая часть статьи. Перейти в начало
Логика
простая. Советские объективы не лучше современных. Но они существенно дешевле
при прочих почти равных возможностях. Если вас перестал устраивать ваш штатный
зум и вам хотелось бы чего-то поинтереснее и более светосильное, вы можете купить современный светосильный
фикс. При этом вы получите максимум
всего. Но заплатите как за чугунный мост.
А
можете купить советский объектив. Заплатите в 10-20 раз меньше. Не во всех
случаях. Есть сильно переоцененные советские объективы. Но недорогих отличных вариантов много.
Потеряете автофокусировку и управление диафрагмой из тушки. Но все остальные
плюшки будут ваши. И вполне высокое качество картинки и высокая светосила и
высочайшая надежность и т.д.
Бокэ — как много в этом звуке
Есть
еще один важный аспект. Говоря о качестве мы до сих пор имели в виду такие
показатели как резкость, контраст, цветопередача. Эти показатели поддаются строгому
инструментальному измерению и современные
фирмы-производители объективов непрерывно совершенствуют эти характеристики у
своей продукции. Советской технике тут не угнаться. Хотя бы потому, что она
стоит на месте. :о)
Но
есть показатель, который тоже очень важен, но его нельзя измерить. Это — Бокэ.
Этим термином называют художественно привлекательное размытие заднего фона.
Причем особенно важна именно художественная привлекательность.
Резкость
можно измерить и резкие изображения одинаковы с т.з. резкости. А вот степень
нерезкости, художественные свойства размытия объектов в зоне нерезкости —
измерить нельзя. Восприятие красивости
размытия — это вопрос субъективных ощущений. И фишка в то, что рисунок в зоне
нерезкости объективы размывают по разному.
Кому-то нравится размытие одного объектива, кому-то другого.
Технически
размытие тем сильнее, чем более открыта диафрагма при снимке, чем дальше задний
фон и длиннее фокусное расстояние
объектива.
Но
при одинаковой степени (силе) размытия объективы дают еще немного разный
рисунок в зоне размытия. Т.е. размывают,
возможно, одинаковой силой, но немного по разному.
Строго
говоря, отличия не такие уж большие, но все же заметные. Очень характерным
размытием обладают объективы семейства Гелиос-44 — они немного закручивают
фон.
Так
вот именно рисунок размытия является основным поводом использовать советскую
оптику. Размытие — показатель субъективный, а следовательно, современные
объективы не могут быть лучше по этому показателю. Они просто другие.
И
еще. Если вы фотографируете пейзажи и у вас есть объектив, который вас
устраивает, например, по резкости и разрешающей способности, то вам нет резона
покупать второй объектив с аналогичными параметрами. Зачем второй такой-же
резкий?
А вот
если вы снимаете портреты, ваша логика может быть немного иной. Если ваш
объектив имеет приятный индивидуальный рисунок размытия и вам он нравится, —
вам все-таки вполне резонно попробовать объективы разных систем. Они будут придавать
вашим снимкам художественное разнообразие.
Но
покупать несколько современных объективов только чтобы получать разнообразие
рисунков размытия — честное слово, накладно.
А вот
завести 2-3 советских объектива это вполне разумно. Все эти модели будут из
верхних строчек рейтингов советских
портретиков, а стоить все вместе будут
дешевле одного современного.
Поматросил и бросил
Рассматривая
поводы приобрести советскую оптику я полагаю нужным рассмотреть еще такой
аспект, как оптика для редкого использования.
Существуют
объективы творческие и узкоспециализированные. Например, сверширокоугольники (фиш-ай, fish-eye) или сверхдлиннофокусники.
Поснимать таким объективом очень интересно, но скорее всего ваши отношения с
ним не выйдут за пределы понятия «поприкалываться». Очень уж специфическая
оптика.
На Avito масса предложений новых 1-2 раза использованных
объективов Фиш-ай. Попробовать хочется, но интерес быстро проходит, а ничего
дельного в повседневной практике такая система предложить не может. Вот и несут
продавать.
Покупать
современный объектив из такого числа — пустая трата денег. А вот советский
купить не так накладно. Правда, такого вида советская оптика стоит не копейки.
5-7 тысяч рублей придется выложить. Но все равно это в разы дешевле нового
импортного изделия. Если очень уж хочется, можно себе позволить.
Т.е.
резон в конечной степени по-прежнему сводится к экономии.
Неожиданно,
но в случае сверхширокоугольных или сверхдлиннофокусных объективов — не так
критичен основной недостаток советской оптики — отсутствие автофокуса.
У
сверхширокоугольников такая большая ГРИП, что смело можно выставить объектив на
гиперфокальное расстояние и забыть вообще о фокусировке.
А
современные импортные сверхдлиннофокусники, если они как и советские имеют
зеркально-линзовую конструкцию, — также лишены автофокуса. Эта конструкция
объективов имеет очень низкую светосилу, что все равно не позволяет камерам
фокусироваться автоматически.
За бортом
Хорошо,
а какие советские объективы не стоит сейчас использовать? Заранее предупреждаю,
что высказываю только свое частное мнение. И применимо это мнение только для
людей, который в советских объективах видят только средство получения
фотоизображения и ничего более.
А
мнение это таково: Не стоит пытаться использовать широкоугольники от 28 мм и
длиннее вплоть до 50 мм. Почему? Потому, что от этих объективов требуется
стандартный набор показателей, таких как резкость, контраст, разрешающая
способность, цветопередача, отсутствие искажений, устойчивость к контровому
свету. Светосила им в большинстве случаев не нужна. Ее все равно разменивают на
ГРИП. В итоге, те параметры, которые вам
нужны — у вашего штатного зума — скорее всего не хуже.
Использовать ли объективы 50-58 мм?
А как хотите.
На
полном кадре я считаю этот диапазон неудобным. Об этом
есть небольшая отдельная статья.
Соответственно, по моему мнению не стоит использовать. Разве что именно
интереснее попробовать.
Комментарии
Отправить комментарий