Сегодня мы рассмотрим аппарат Зенит-12сд. Это еще один представитель 12-й серии Зенитов, но для меня это не просто аппарат. Для меня Зенит-12сд — это тот самый аппарат, который я в возрасте 18 лет приобрел в 1994 году в Центральном универмаге города Хабаровска.
Моя первая зеркалка и первая настоящая фото-практика.
В обзоре будет ровно тот аппарат. Исконно мой.
Хотя я очень бережно отношусь в фото-технике, наличие потертостей на гранях корпуса лучше всяких слов говорит о том, сколько эта камера прошла со мной официальных мероприятий, вечеринок и походов на природу. Механика и электроника, при этом, работают как часы до сих пор.
В далеком 94-м я шел в магазин совершенно не представляя какие фотоаппараты вообще бывают. У меня был ФЭД-5В и мне очень хотелось зеркалку. Я знал, что зеркалки — это Зениты. Других зеркалок я не знал. И Зенитов никаких, кроме Зенита-Е я тоже не знал.
Точно помню, что на витрине было несколько больших черных камер. Я просто спросил совета у тетеньки-продавца. Она предложила Зенит-12сд.
Аппарат стоил 94 000 рублей. Экономическая ситуация в стране была преинтересная. Инфляция. Цены на товары первого спроса растут, но фото — это не первая необходимость в кризис, и, как, я понимаю, цены на фото-продукцию подтормаживали.
Не помню точно откуда у меня были деньги на покупку, но я не из богатой семьи и просто так серьезную сумму мне бы никто не дал. Значит, это были просто накопления из карманных денег за несколько лет. Т.е. 94 000 в то конкретно время — сумма была небольшая.
В ценах я не ориентировался и не помню, чтобы укладывался в какие-то рамки. Просто, принес все, что было, и потратил все, что принес.
Сильно позже посещала мысль, что мог бы разобраться подробнее и, возможно, приобрести что-то покруче. Зенит-19, например. Но, думаю, денег на более совершенную модель мне бы уже не хватило.
Курьезы курьезами, но с ростом технической сложности цены на фото-технику в СССР росли чуть ли не экспоненциально.
Что представляет собой Зенит-12сд? Это модификация аппарата Зенит-TTL, в котором вместо стрелочной индикации экспозиции в поле зрения видоискателя применили светодиодную по типу Зенит-16.
В результате получилось волшебство. Без того удачная и хорошо сбалансированная конструкция Зенит-TTL получила плюшку, которая сделала аппарат не только реально удобнее, но и значительно круче, визуально современнее.
Да, по сути это все еще был бюджетный любительский аппарат, как и все представители 12-й серии. Ну, а кто я тогда был? Небогатый любитель. И для меня этот аппарат был воплощением вершины технического совершенства.
О существовании в природе TTL-замера я узнал уже из инструкции к новому Зениту и был несказанно обрадован. А светодиодная индикация повергла меня в восторг.
В те времена, напомню, на разного рода аппаратуре, даже продвинутой, огоньком обозначалось разве что включенное питание. Светодиоды на носимом устройстве — это было круто.
Собственно, светодиоды и дали аппарату его название.
Экспортная версия Зенит-TTL наименовалась Зенит-12, и вся линейка имела условный номер 12. Очередной модели тоже решили присвоить индекс -12
Новую модификацию при разработке маркировали Зенит-12LED, но в серию аппарат почему-то пошел как Зенит-12сд.
Буквы «сд», собственно и означают «светодиоды», т.е. то же самое, что и «LED», но выбрали русскоязычное сокращение. Почему так, если Зенит-TTL выпускался 8 лет и никого англоязычная аббревиатура не смущала — непонятно. Сочетание «led», вроде, никаких спорных или неприятных ассоциаций не вызывает.
Кстати, из-за созвучности аббревиатуры «сд» с названием нацистской секретной службы SD (Sicherheitsdienst), в названии аппаратов буквы всегда были малыми и писались таким шрифтом, который исключал прочтение их как заглавные.
А когда придумывали индекс для экспортной версии, то никому, конечно, не пришло в голову употребить буквосочетание «sd» по той же причине. Камере дали имя Зенит-12xp от слова «export».
Зенит-12сд и Зенит-12xp — это два совершенно одинаковых аппарата. И, кстати, вариант «xp» массово продавался и на внутреннем рынке.
Но мы отвлеклись. Давайте рассмотрим аппарат подробнее.
Фотоаппарат Зенит-12сд
Фотоаппарат Зенит-12сд (xp) выпускался на КМЗ с 1983 по 1993 год. На БелОМО похожие аппараты также выпускались, но с другими названиями.
Штатный объектив — Гелиос-44М-Х 2/58 разных модификаций, как просветленные, так и нет. Мой экземпляр был с МС Гелиос-44М-4.
Крепление объектива — резьба М42×1. Рабочий отрезок — 45,5 мм. Поддерживается моргающая диафрагма.
Затвор — матерчатый, шторно-щелевой с горизонтальным ходом. Отбивает выдержки: 1/30, 1/60, 1/125, 1/250, 1/500, В.
Синхронизация вспышки на 1/30 проводная и через центральный синхроконтакт.
Размер поля изображения видоискателя — 20×28 мм или 65% площади кадра.
Увеличение окуляра — 5Х.
Тип фокусировочного экрана — линза Френеля с матовым кольцом и микрорастром.
Аппарат оборудован автоспуском.
Вес моего экземпляра без объектива 640грамм.
Элементы управления:
Зенит-12сд визуально очень похож на поздние Зениты-TTL. Все органы управления аналогичны. Разнообразием дизайна советский фотопром потребителя не баловал.
Справа на передней панели традиционно имеется гнездо проводного синхроконтакта, а под ним — рычаг завода и кнопка старта автоспуска.
Сзади — окуляр видоискателя, а слева от него поворотная крышка батарейного отсека с пропилом под монетку.
Аппарат рассчитан на писание от двух элементов СЦ-32.
Вау-вау! Наконец-то фотоаппараты стали менее критичны к стабильности напряжению элементов питания и перешли с РЦ-53 на что-то более доступное!
Видоискатель Зенита-12сд покрывает всего 65% площади кадра.
К тому же видоискатель довольно темный. Что есть – то есть. Учитывая, что эта модель, на сколько мне известно, вся была лишена клиньев, фокусировка при неярком освещении на неконтрастные объекты — это было непросто.
Сейчас, спустя много лет и больше сотни прошедших через мои руки моделей фотоаппаратов, у меня, в общем-то, только одна претензия к Зенит-12сд — по поводу его видоискателя. Все остальное — считаю достаточным.
В центре матового стекла имеется линза Френеля с микрорастром.
На кадровой рамке видоискателя, справа вертикально расположены 2 красных светодиода. Это — система полуавтоматического управления экспозицией.
Система включается при полу-нажатии на кнопку спуска. Если кнопка не нажата, система отключена и не садит батарейки. Очень удобно.
Снизу аппарата — только штативное гнездо. Оно в нижней части шахты зеркала и находится близко, но не по оси объектива.
Сверху у Зенита-12сд слева-направо находятся:
— селектор чувствительности пленки с помещенной в центре рулеткой обратной перемотки;
— скоба для вспышек с синхроконтактом;
— головка выдержек;
— поворотная втулка отключения затвора с кнопкой спуска в центре;
— головка взвода затвора и транспортировки кадра, снабженная курком и счетчиком кадров.
Головка выдержек большая, ухватистая с качественной накаткой.
Для изменения выдержки головку нужно просто повернуть, делать это можно как при взведенном, так и при спущенном затворе.
Селектор чувствительности и головка выдержек переключаются упруго, но мягко. Фиксируются абсолютно четко с солидными приятными щелчками.
На селекторе только одна шкала чувствительностей ГОСТ, к которой приписано уже ISO.
Расчет экспозиции на Зените-12сд происходит так:
1. На селекторе необходимо выставить чувствительность заряженной в аппарат пленки.
2. Наводим аппарат на объект съемки и нажимаем на кнопку спуска до некоторого ощутимого упора, но не до конца.
Моргающая диафрагма прикрывается и включается электронная система замера света и расчета экспозиции. Уровень света измеряется на рабочей диафрагме.
4. Смотрим видоискателе на светодиоды.
Если горит верхний, — света много. Нужно или уменьшить выдержку или прикрыть диафрагму.
Если горит нижний, — света мало. Нужно или увеличить выдержку или открыть диафрагму.
Менять и выдержку и диафрагму можно при полу-нажатой кнопке спуска, т.е. диафрагма будет меняться сразу в рабочем положении, а экспозамер будет работать.
Оптимальна экспозиция тогда, когда оба светодиода — мерцают — быстро переключаются с одного на другой.
Нормально также, если любое изменение экспозиции гасит один светодиод и зажигает другой, а одновременное мерцание не достигается.
Ход спусковой кнопки длинный и очень неоднородный по усилию.
Выбрав верхний холостой ход кнопка начинает довольно туго двигать моргающий механизм, а когда его продавливает, то снова идет довольно легко до самого спуска.
Нечасто, но бывали ситуации, когда не удавалось затормозить и вместо того, чтобы зафиксировать полу-нажатие — палец спускал затвор.
Если съемка велась неспешно, то я в конце концов приноровился делать полу-нажатие двумя пальцами — указательным и большим. Благо, кнопка высокая, и так ее ход проще было контролировать.
Для обратной перемотки пленки у Зенита-12сд имеется ставшая уже классической рулетка. Чтобы перемотать пленку нужно откинуть рукоятку.
Замок скрытый, такая конструкция тоже к тому времени стала классикой. Чтобы открыть замок нужно потянуть вверх головку обратной перемотки.
Отношение к камере.
По моему мнению, Зенит-12сд — это самый адекватный аппарат во всей 12-й серии.
Почему я не говорю «лучший»?
Лучшим я его не называю потому, что формально в линейке были камеры с более широким функционалом. Например, Зенит-212К имел две дополнительные выдержки 1/8 и 1/15, а Зенит-412DX поддерживал автоматический ввод светочувствительности фотопленки по DX-коду.
Не могу назвать указанные выдержки сильно востребованными, да и ввод чувствительности никогда не считал занятием обременительным.
Но, тем не менее, наличие функционала это — лучше, чем его отсутствие.
Поэтому, лучшим Зенит-12сд в 12-й линейке, назвать нельзя.
Но этот аппарат вобрал в себя все самое нужное от концепции 12-й линейки на то время и для 1983 года выглядел вполне актуально. Актуально для бюджетного сегмента, конечно, но вполне достойно.
Зенит-122, выйдя в 1990 году и ничем, практически, не отличаясь, был серьезной потерей темпа.
Дальше — больше. 12-я серия еще продолжалась в моделях, но развитие ее практически прекратилось.
На этом у меня все. Удачи!
--------------------------------------------------------------------------
Информационное сообщение.
Уважаемые читатели! В социальных сетях для сайта Фототехника СССР созданы странички – визитные карточки.
Если вам интересен мой ресурс, приглашаю поддержать проект и стать участником любого из сообществ. Делитесь опытом, высказывайте соображения, задавайте вопросы, участвуйте в дискуссиях!
Особое внимание обращаю на новую страничку в Instagram.
--------------------------------------------------------------------------
Инструкция:
Комментарии
Отправить комментарий