ОГЛАВЛЕНИЕ

Рабочие отрезки объективов и камер

Что такое рабочий отрезок?

Всем, кто хочет использовать старые объективы от разных брендов (в полной степени это относится и к советским объективам) с цифровой камерой — необходимо ориентироваться, хотя бы поверхностно, в рабочих отрезках.

Рабой отрезок — это расстояние от основания крепления объектива до поверхности фотопленки (светочувствительной матрицы). Грубо говоря, это расстояние, которое свет проходит уже внутри аппарата, выйдя непосредственно из объектива.

При вращении фокусированного кольца  объектива мы добиваемся резкого изображения снимаемого объекта. Это резкое изображение возникает не абы где, а именно на поверхности пленки (матрицы). Если эту поверхность от объектива отодвинуть или, наоборот, придвинуть — изображение перестанет быть резким.

Конечно, в некоторой степени фокусировку можно восстановить — еще довернув кольцо фокусировки. Правда при этом фактическое расстояние до объекта съемки и то расстояние, которое будет помечено на шкале расстояний объектива — не будут совпадать. Например, до объекта 1 метр, а по шкале объектива фокус достигается при выставлении 5 метров.

Казалось бы — ну и что? У нас ведь зеркальный фотоаппарат, а не шкальный! Мы фокус контролируем по факту через видоискатель, а не по шкале дистанций! Вроде бы – да, но есть подвох.

Дело в том, что кольцо фокусировки не получится вращать в одном направлении сколько угодно долго. Ход геликоида ограничен. Рано или поздно кольцо упрется в стопор и дальше уже нельзя будет компенсировать тот факт, что пленка (матрица) — не на месте.

Так, чтобы сфотографировать объект в одном метре — на объективе придется выставить 5. Если объект в 2 метрах, — на объективе будет 10. А вот если мы отойдем от объекта на 3 метра, то обнаружим, что кольцо фокусировки проскочило бесконечность и оперлось в стопор.

А искомой резкости все нет. И не будет ее у нас — на всем диапазоне от, например, 2,5 метров и дальше. Этот эффект называется «потеря бесконечности».

На цифрах я описал абстрактный пример, но примерно так на практике и будет. Сила эффекта зависит от фокусного расстояния объектива и от того, как сильно мы сдвинули пленку (матрицу) с ее законного, предусмотренного конструкторами места.

Ситуации, похожие на описанные, — возникнут в том случае, если на фотокамеру устанавливается объектив изначально для нее не предназначенный. И если при этом у объектива и у камеры не совпадают рабочие отрезки.

Т.е. если объектив «хочет» быть на одном расстоянии от пленки (матрицы), а камера «может» его расположить только на другом расстоянии, «неудобном» для объектива.            
  
Понятно, что такие ситуации, возникая неожиданно, могут сильно испортить удовольствие от фотографирования. Поэтому начиная заниматься использованием ретро- объективов — очень полезно хоть немного ориентироваться в рабочих отрезках. 

Таблицу рабочих отрезков разных фото-систем я поместил в отдельную статью.

И как все-таки совместить разные по рабочим отрезкам объективы и фотоаппараты - я рассмотрю тоже в отдельной статье.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Фотоэкспонометр Ленинград-2 обзор и инструкция

Зеркальные фотоаппараты с резьбой М39 и байонетом Ц

ЛОМО-135ВС обзор фотоаппарата и инструкция

Смена-8М обзор фотоаппарата и инструкция

Пневматический автоспуск обзор