ОГЛАВЛЕНИЕ

Эликон Автофокус обзор фотоаппарата и инструкция

Говоря о шкальных фотоаппаратах я хочу остановиться на одной их разновидности, которую, строго говоря, и нельзя отнести к шкальным.
Это фотоаппараты, пользователям которых не нужно фокусироваться вообще.

В СССР этот класс устройств появился перед самым закатом фотопрома и был представлен нешироко. Буквально несколько моделей.

Но при этом, я бы выделил среди этих моделей 2 подкласса.

Первый подкласс — это аппараты с объективом, жестко сфокусированным на гиперфокальное расстояние. Мыльницы.

У меня нет ни одной такой камеры, но как-нибудь обзаведусь и сделаю обзор, конечно.

Второй подкласс — это герой обзора Эликом Автофокус. Внимание! Единственный советский фотоаппарат с автофокусировкой.

Повторяю: С автофокусировкой. Настоящей.

Эликон Автофокус


Производился на БелОМО (Белорусском оптико-механическом объединении) во второй половине 1980-х годов. Объемы выпуска неизвестны, но на рынке сейчас таких камер немало.

Объектив Индустар-95 2,8/38, несменный. Резьба под светофильтр М46×0,75. Фокусировка автоматическая.

Затвор и он же диафрагма — центральный с электронным управлением.

Выдержка и диафрагма меняются строго парой бесступенчато от 1/8+ f2.8 до 1/500+f16. Изменить сочетание невозможно.

Выглядит Эликон Автофокус для советских времен просто футуристично. Обилие глазков и окошек на передней панели дает ощущение чего-то космического.

Корпус камеры из черной пластмассы. Спереди несколько надписей и значков выполнены серебристой краской. Эликон не выглядит как профессиональная камера, но не лишен стиля и брутальности.

Корпус довольно крупный, с рублеными линиями, увесистый. Мой экземпляр весит около 400 грамм. 
   
Спереди расположены:
— Объектив, на котором внутри резьбы светофильтра помещены глазок замера освещенности и кольцо для выставления чувствительности фотопленки.
— Окошко видоискателя
— Два (!!!) окошка системы автофокусировки
— Сдвижная кнопка подъемной вспышки.
— Рефлектор вспышки.



Да, да, — Эликон Автофокус не только автоматически управляет экспозицией и сам фокусируется, но и имеет встроенную фотовспышку.

Если сдвинуть полозок на передней панели, вспышка будет поднята пружиной немного вверх. 

Синхронизация происходит на 125-й выдержке. Но в зависимости от дистанции и чувствительности пленки — диафрагму аппарат будет менять автоматически.

При выдвинутой вспышке — она будет срабатывать всегда. Чтобы отключить вспышку, нужно нажать на нее и утопить в исходное положение, в котором она зафиксируется.

Поднимается вспышка невысоко. Подъем — это скорее символ, чем реальный способ улучшить тени и снизить эффект красных глаз.


При недостаточном, по мнению автомата фотокамеры, уровне освещения в поле зрения видоискателя загорается красная лампочка, призывая фотографа использовать вспышку или воспользоваться штативом.  

Восхищение БелОМОвскими конструкторами не имело бы предела, если бы этот аппарат не был бы репликой Konica C35 AF.

Я никогда не упрекаю советский фотопром за использование  best practice. И в данном случае вопрос только один. Konica выпускалась с 1977 года. А Эликон Автофокус — во второй половине 80-х. 

10 лет на копирование???

Хотя, конечно, тут может быть замешано патентное право или что-то еще. Но до сих пор все это нам это, вроде, не мешало быть более оперативными….

Но не будем о печальном.

На задней стенке только видоискатель и замок дверки для зарядки пленки.

Видоискатель довольно светлый. Содержит рамки для кадрирования и символьную шкалу дистанций.

В центре отмечена область, по которой происходит фокусировка.

При нажатии на кнопку спуска по шкале ходит стрелка. На сколько автофокус корректно определил дистанцию, можно в некоторой степени, проконтролировать до срабатывания затвора. Что-то типа классического полу-нажатия, как в современных камерах. 

Это удобно, т.к. автофокус, бывает, врет. Правда, нужно отметить, что если врет, то сильно — визуально это можно заметить всегда.

На сколько могу судить, в тех случаях, когда автофокус работает штатно, то его точность — вполне удовлетворительна. Объект съемки должен попадать в ГРИП.  

Работа автофокуса сопровождается громким жужжанием. :о)

Принцип действия автофокуса:

























изображение с ресурса vlador.com

 В нижней части корпуса имеем штативное гнездо, кнопку отключения затвора при перемотке пленки и крышку батарейного отсека на 2 батарейки типа АА.

Штативное гнездо сильно смещено вправо, что не очень удобно.

Крышка батарейного отсека имеет довольно хлипкую и ненадежную конструкцию.
На верхней панели довольно пустынно. А что еще ждать, коли камера автоматизирована донельзя?

Имеем только лампу-индикатор готовности вспышки, головку обратной перемотки пленки со складной рулеткой, корок взвода затвора,  кнопку спуска, окошко счетчика кадров.

Курок имеет 2 положения: Походное и «наготове». Ход курка довольно тугой, но в целом пользоваться удобно.

При всей автоматизации — транспортировка пленки и взвод затвора остались ручными. 

Расположение кнопки спуска — не вызывает нареканий. Указательный палец ложится на нее  комфортно, хотя спуск туговат.

Дверка зарядки пленки открывается в помощью сдвижной защелки, расположенной сзади.
 

Отношение к фотоаппарату:


Будем реалистами, — для своего времени аппарат реально крут. Правда, на БелОМО традиционно страдало качество производства, поэтому, все дифирамбы имеют смысл только если вам достался полностью исправный и хорошо отрегулированный экземпляр.

Но мы будем исходить именно из этого. Так вот, — аппарат реально крут для своего времени.

Хоть Эликон и отставал от своего японского прототипа на десяток лет, он все-же опережал весь сегмент камер с несменной оптикой лет на 20-25.

К сожалению, все чудеса электроники не делают эту камеру профессиональной. Это — громоздкая, угловатая, тяжелая, но мыльница.
Камера для любителя, который и не хочет ничего профессионального, которому просто нужны снимки. Возможно, иногда с огрехами в качестве, но зато и без всяких заморочек.   
 
Может ли Эликон Автофокус претендовать на звание «мечты советского фотолюбителя конца 80-х —начала 90-х»?

Слушайте, непростой вопрос, честное слово. Всякий подросток того времени был без ума от всяких электронных штучек. А штучки эти были в большом дефиците.

Фотоаппарат, поблескивающий разнокалиберными окошками не хуже, чем физиономия робота из фильма «Короткое замыкание» 1986 года; жужжащий автофокусом и сверкающий выдвижной вспышкой — не мог оставить равнодушным ни одного пионера.
 
И только знание традиционного юношеского максимализма позволяет нам все-таки утверждать: Камера со сменными объективами (которых много и которые большие, ведь размер имеет значение, правда?) — в конце концов, заняла бы в сердце советского пионера более высокую ступеньку рейтинга.
А Эликон прочно занимает место, как сейчас говорят, «второй камеры». Т.е. фотоаппарата запасного, на подхвате. 

Правда, пользовался бы наш пионер «запасным» аппаратом, наверное, не реже, а то и чаще, чем «основным». Так сейчас обладатели зеркалок снимают больше все-таки на камеру в телефоне. Но мы ведь не о частоте использования говорим, а о мечте, верно? :о)

А мечта, — она по прежнему где-то там — впереди.
PC122182
  
--------------------------------------------------------------------------
Информационное сообщение.

Уважаемые читатели! В социальных сетях для сайта Фототехника СССР созданы странички – визитные карточки.

Если вам интересен мой ресурс, приглашаю поддержать проект и стать участником любого из сообществ. Делитесь опытом, высказывайте соображения, задавайте вопросы, участвуйте в дискуссиях!

В соцсетях я буду выкладывать ссылки на свежие обзоры и сообщать, какие именно статьи появятся на сайте Фототехника СССР в ближайшем будущем.

Удачи!

--------------------------------------------------------------------------

Перечень всех обзоров и статей вы можете видеть на карте блога.

Инструкция:



Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Фотоэкспонометр Ленинград-2 обзор и инструкция

Зеркальные фотоаппараты с резьбой М39 и байонетом Ц

ЛОМО-135ВС обзор фотоаппарата и инструкция

Смена-8М обзор фотоаппарата и инструкция

Пневматический автоспуск обзор