Байонет Contax — байонетное соединение объективов и малоформатных дальномерных фотоаппаратов, предложенное фирмой Zeiss Ikon в 1932 году.
Встречается также такое название как Contax RF.
RF, при этом, означает Range Finder, т.е. Дальномер.
После начала производства в СССР дальномерных фотоаппаратов Киев, которые были копией немецких Contax, — советский аналог байонета стали называть Contax-Киев.
Применительно к типу крепления оптики, применяемому на советских фотоаппаратах, названия Contax , Киев, Contax-Киев, — в любых разных вариациях, с добавлением RF или без — все означает одно и то же.
Байонет Contax-Киев интересен тем, что состоит, по сути, из двух почти независимых байонетов.
На камере одновременно присутствуют два крепления, одно внутри другого:
— внутренний байонет;
— наружный байонет.
У этих байонетов отличаются и рабочие отрезки. Рабочий отрезок для наружного байонета 34,85 мм, а для внутреннего — 31,85 мм.
На снимке синими стрелками показаны лепестки крепления внутреннего байонета, а красными – внешнего.
Дело в том, что байонет Contax-Киев — это не просто способ крепления.
Это — довольно сложный узел, который отвечает за фокусировку и за взаимодействие объектива с дальномером камеры.
Сменные объективы к дальномерным Киевам выпускались с креплением для внутреннего байонета или для внешнего.
Для крепления к внутреннему байонету выпускались только объективы с ФР около 50 мм.
Интересно то, что объективы, которые крепятся во внутренний байонет — не имеют в себе фокусированного механизма.
Эти объективы представляют собой линзоблок, снабженный диафрагмой.
У такого объектива нет ни фокусированного кольца, ни шкалы расстояний, ни шкалы глубины резкости.
На снимке слева – Юпитер-8 под резьбу М39, а справа – Юпитер-8М под внутренний байонет.
Видно отсутствие кольца фокусировки и шкал.
Всего этого у объектива нет потому, что все это встроено в байонет и расположено на камере!
Даже фокусироваться можно вращая не объектив, а специальное колесико на камере.
В процессе фокусировки вращается весь внутренний байонет вместе со шкалой расстояний.
При этом, весь байонет (а значит и закрепленный в нем объектив) — выдвигается из камеры и задвигается обратно. Так, собственно, и происходит фокусировка.
На верхнем фото объектив сфокусирован на бесконечность, а на нижнем 1 метр и байонет при этом максимально выдвинут.
Как закреплять объектив, если байонет вращается? Да, этот вопрос конструкторам пришлось отдельно решать.
Байонет имеет стопор в положении на бесконечность. Для того, чтобы корректно установить объектив — байонет должен быть переведен в это положение, где стопор автоматически защелкивается.
Стопорение байонета решает 2 задачи:
А) объектив будет вставляться в байонет всегда в одном положении, что проще для пользователя
Б) байонет не будет проворачиваться при попытке закрепления объектива.
Т.е. мы сначала стопорим байонет, а потом фиксируем в нем объектив.
Далее, для начала работы с объективом байонет со стопора снимается. Для этого есть во такая пластинка, на которую нужно нажать.
Объектив фиксируется очень простым способом. Фиксатор — это изогнутая упругая металлическая пластина с вырезом.
При установке объектива специальный выступ на его оправе скользит по платине фиксатора и прижимает ее к основанию байонета.
В момент, когда выступ доходит до выреза в пластине — он проваливается в прорезь, пластинка распрямляется, и обратно провернуть объектив уже не получится.
Чтобы снять объектив, нужно нажать на пластину пальцем, прижать ее к основанию байонета и тогда выступ на оправе объектива перестанет упираться в край прореза, а объектив можно будет провернуть и высвободить.
Знаете, для 30-х годов такой механизм фиксации наверняка смотрелся «на ура». А вот в 80-х все это выглядело немного экзотично.
Зачем такая конструкция байонета?
Во-первых, внутренний байонет Киева обеспечивает лучшую точность взаимодействия объектива и дальномера. Ведь при смене объектива весь узел, который передает положение фокусировочной системы в дальномер — остается как был в камере.
Вспомним, что на первых ФЭДах — сменные объективы требовали индивидуальной подгонки под дальномер камеры.
Система, которая, в те годы позволяла сменить объектив без последствий для точности дальномера — смотрелась прорывной.
Во-вторых, объективы под внутренний байонет – проще своих собратьев под М39 по конструкции и потому — компактнее и, главное, — дешевле.
Имея некоторое количество объективов, фотографу, по сути, нужно приобрести только один геликоид. Тот, что расположен в камере.
Относительно недавно по этому пути пошла Sony. Система стабилизации, которую Sony применяет в своих камерах, расположена не в объективе, а в корпусе камеры. У Sony стабилизируется матрица.
Следовательно, покупая разные объективы пользователь не покупает каждый раз новый стабилизатор и потому за него не переплачивает.
Переплачивает он за другие вещи, но не будем об этом. :о)
Смысл понятен. Очень интересная идея.
Правда, красоту идеи все-таки портят реалии жизни.
Невозможно сделать шкалу расстояний и шкалу глубины резкости с одинаковым шагом для объективов с совершенно разными фокусными расстояниями.
Поэтому, все прочие объективы, которые были длиннее или короче ФР 50-53 мм выпускались под внешний байонет.
Внешний байонет жестко закреплен на корпусе камеры. В нем ничего не вращается и не двигается.
Объективы на внешний байонет, по сути, уже мало чем отличались от своих М39 собратьев. У этих объективов есть и собственный геликоид и шкалы расстояний и резкости.
Такие объективы имеют на хвосте широкую «юбку» с защелкой.
Юбка накрывает собой внутренний байонет и расположенные на нем шкалы расстояний и глубин резкости. Объектив фиксируется на внешнем байонете.
Слева Юпитер-11 под резьбу М39. Справа – Юпитер-11 под внешний байонет. Хорошо видна «юбка» крепления и защелка.
Интересно, что геликоид объективов с резьбой М39 и байонетом Contax-Киев – нужно вращать в разные стороны!
Но все не так просто, как кажется. Ведь нужно передать положение геликоида объектива на дальномер. А сделать это можно только через внутренний байонет.
Поэтому, внутри «юбки» располагается тонкое кольцо с вырезами, соответствующими форме внутреннего байонета.
При установке объектива, кольцо сцепляется с внутренний байонетом и передает на него вращение геликоида.
При этом, в удержании объектива на камере внутренний байонет уже не участвует.
Но это еще не все.
Мы ведь помним, что при вращении внутренний байонет выдвигается?
Чтобы скомпенсировать это выдвижение, кольцо с прорезями в объективе выполнено подпружиненным. Байонет выдвигается — кольцо уходит глубже в объектив.
Но и это еще не все.
Мы ведь помним, что внутренний байонет стопорится на бесконечности?
Снять его со стопора можно нажав на пластинку за фокусированным колесиком и провернув немного колесико.
Но с пристыкованным на внешний байонет объективом этим колесиком пользоваться не рекомендуется.
Слишком велика механическая нагрузка на узлы камеры. Что делать?
Решена проблема так: При надевании объектива, его «юбка» сдвигает специальный рычажок, который также как и платина за колесиком освобождает фиксатор внутреннего байонета.
В итоге, внутренний байонет вообще перестает парковаться.
Присоединенный объектив фиксируется с помощью защелки на «юбке».
И даже это еще не все!!!
В момент стыковки объектива и камеры – дистанция, выставленная на объективе и на внутреннем байонете должны совпадать. Иначе мы на шкале дистанций будем наблюдать отдно, а передавать дальномеру – другое!
Поэтому, присоединять объективы можно только в положении фокусировки на бесконечность! И у объектива и у байонета должно быть положение фокусировки на бесконечность.
Следовательно, лучше и перед снятием объектива выставить его (ну и, как следствие, байонет) — тоже на бесконечность.
И всегда следить, что ничего случайно не передвинулось.
Теперь все….
Вот так вот все интересно и напоминает пляски с бубнами, на самом деле.
Какой прок в такой хитрой системе двойного байонета?
Мне кажется, что проку немного.
Идея двойного байонета — родом из 30-х годов. Тогда, видимо, были причины полагать, что это очень перспективно.
Точность сопряжения объектива с дальномером — был весьма актуальный вопрос для тех лет.
Более дешевая реализация «полтинников».
Возможно, что-то еще.
Но проверку временем, идея, как говорится, не прошла.
Проблема точности решилась благодаря научно-техническому прогрессу, а простота полтинников нивелировалась сложностью прочих объективов.
В итоге, никто из мировых брендов эту идею не поддержал. Да и сами Арсенальцы в своем Киеве-5 от внутреннего байонета отказались, на сколько это было возможно. Почти отказались, скажем так.
Но как образец технической мысли, камеры с байонетом Contax-Киев — очень интересны.
Всем, кто коллекционирует советскую фотоаппаратуру рекомендую завести себе Киев и пару объективов под разные его байонеты. Очень интересно просто поразбираться с тем, что как работает.
Это не будет дорого стоить, зато смотрится на полке замечательно.
Можно ли установить оптику под байонет Contax-Киев на цифровые камеры?
Можно. Но понятно, что такой переходник чисто технически весьма сложен в изготовлении и потому стоимость фабричного изделия под сотню долларов.
При этом, есть совсем немного объективов, которые стоит попробовать «в деле» и которые недоступны с более демократичным креплением.
Отчасти проблему решают умельцы, которые делают такие переходники из частей старых Киевов, сращивая их с фабричными переходниками, например, М39-ваша фотосистема.
Стоимость самодельного переходника на беззеркалку уже может быть вполне разумной.
Вполне очевидно, что корректно работать далономерная оптика будет только на беззеркальных камерах. На зеркалках — только как Макро.
В общем, если вы не энтузиаст, а просто ищите максимум качества за минимальную цену — оптика Contax-Киев — не ваш выбор.
--------------------------------------------------------------------------
Информационное сообщение.
Уважаемые читатели! В социальных сетях для сайта Фототехника СССР созданы странички – визитные карточки.
Если вам интересен мой ресурс, приглашаю поддержать проект и стать участником любого из сообществ. Делитесь опытом, высказывайте соображения, задавайте вопросы, участвуйте в дискуссиях!
В соцсетях я буду выкладывать ссылки на свежие обзоры и сообщать, какие именно статьи появятся на сайте Фототехника СССР в ближайшем будущем.
Удачи!
--------------------------------------------------------------------------
Комментарии
Отправить комментарий