Фотоаппарат Кристалл был удачной камерой, но выпускался недолго — только с 1961 по 62 годы. После этого фотоаппарат претерпел небольшие изменения и снова стал выпускаться как Зенит. А конкретно Зенит-3М.
Суть это трансформации сейчас уже восстановить в деталях вряд ли возможно.
С т.з. конструкции аппарат остался прежним. Изменился технический процесс изготовления верхней крышки. От литья из алюминия под давлением снова вернулись к более традиционной технологии штамповки из латуни.
Почему изменили технологию?
На литье переходили вроде как из соображений экономичности и технологичности. Какие соображения заставили отказаться от разработанной технологии? А кто ж его знает….. Видимо, лучшее враг хорошего.
Почему вернули название? Тут тоже ясности немного.
Мне импонирует такая распространенная версия: КМЗ в то время довольно активно экспортировал свою продукцию. И наши фотоаппараты пользовались спросом!
Так вот, руководство КМЗ сообразило, что для продвижения товара на западе нужен бренд. Зениты уже знакомы публике и рациональнее новые модели предлагать под уж раскрученной маркой.
Нормальная версия. Правда, если полистать справочник «1200 фотоаппаратов из СССР», то видно, что Зениты разных моделей и после этого шли на экспорт под ворохом иных брендов, так что не все так просто.
Но так или иначе, Зенит-3М появился и мы его рассмотрим.
Зенит-3М
Зенит-3М выпускался на КМЗ в 1962—1970 гг. Было выпущено более 700 тыс. камер этой модели.
Штатный объектив — Индустар-50 3,5/50 или Гелиос-44 2/58.
Крепление объектива— резьба М39×1. Рабочий отрезок — 45,2 мм.
Затвор — матерчатый, шторно-щелевой с горизонтальным ходом. Отбивает выдержки: 1/30, 1/60, 1/125, 1/250, 1/500, В.
Затвор унифицирован с Зорким-6.
Фотоаппарат оборудован проводным синхроконтактом и автоспуском.
Размер поля изображения видоискателя — 20×28 мм или 67% площади кадра.
Увеличение окуляра — 5Х.
Тип фокусировочного экрана — матовое стекло.
Вес моего экземпляра без объектива 620 гамм.
С т.з. ТТХ и органов управления Зенит-3М ничем не отличается от Кристалла.
Элементы управления:
Передняя панель Зенит-3М, помимо объектива, содержит гнездо проводного синхроконтакта, рычаг завода и кнопку старта автоспуска. Все это расположено в правой части корпуса.
Сзади — окуляр видоискателя.
Видоискатель у Зенита-3М выдает достаточно большую и светлую картинку.
Снизу — только штативное гнездо. Оно максимально сдвинуто вправо, что не очень удобно, на самом деле.
Сверху у Зенита-3М уже чуть больше элементов управления, и слева направо мы видим:
— головку обратной перемотки с памяткой типа и чувствительности пленки;
— головку выдержек, под которой расположен движок, задающий тип используемой вспышки;
— кнопку отключения затвора
— головку взвода затвора и транспортировки кадра, снабженную курком.
Счетчик кадров помещен на верхнюю плоскость головки взвода затвора. А в центре всей этой конструкции находится кнопка спуска.
Для изменения выдержки соответствующую головку нужно оттянуть наверх, повернуть до нужного значения и отпустить.
Выдержки можно менять как при взведенном, так и при спущенном затворе.
Зеркало у Зенита-3М — «залипающее». При спущенном затворе зеркало поднято! Т.е. в видоискателе ничего не видно. Это нормально.
Зеркало опускается только при взводе затвора.
Задняя крышка откидная. Замок крышки расположен на левом торце корпуса.
Отношение к камере.
Вам бы хотелось, чтобы отечественный фотоаппарат ничем не уступал импортным аналогам?
Поздравляю, ваше желание сбылось! Правда, случилось это давно. До моего, по крайней мере, рождения. В 60-х Зенит-3М пользовался большой популярностью на западе, т.к. ничем не уступал западным конкурентам.
Справедливости ради нужно отметить, что конкурировали мы, конечно, в сегменте массовых недорогих камер, но кто сказал, что это как-то отменяет успех? На западных рынках плотно задействованы абсолютно все сегменты — от низа доверху.
Зенит-3М предлагал пользователю все, что тому было нужно, включая совершенно адекватный фотопленкам тех лет набор выдержек. И кроме того, Зенит-3М был компактной, удобной и супер-надежной камерой. А в добавок ко всему еще и супер-дешевой.
На фото приведена обложка журнала Photo-Art за 1963 год. На обложке портрет известного американского репортера-фрилансера Уиджи — признанного мастера документальной фотографии.
В руках Уиджи, если кто не заметил, – Зенит-3М. Такой же как у меня :о)
--------------------------------------------------------------------------
Информационное сообщение.
Уважаемые читатели! В социальных сетях для сайта Фототехника СССР созданы странички – визитные карточки.
Если вам интересен мой ресурс, приглашаю поддержать проект и стать участником любого из сообществ. Делитесь опытом, высказывайте соображения, задавайте вопросы, участвуйте в дискуссиях!
В соцсетях я буду выкладывать ссылки на свежие обзоры и сообщать, какие именно статьи появятся на сайте Фототехника СССР в ближайшем будущем.
Удачи!
--------------------------------------------------------------------------
Инструкция:
Купил я это чудо советской фототехники сегодня за 2000 руб номер аппарата начинается на 63...., наверное это год производства по аналогии с объективами. Правда, не из-за тушки, снимать на плёнку я не собирался, а стоял там объектив Юпитер-9 под номером 65... белый с резьбой М39 Лыткаринского завода в хорошем состоянии, но по всей видимости не родной, а купленный хозяином позже, объектив не влезает в кофр. Фотик сам добротно сделан, увесистый, не убиваемый, даже захотелось поснимать на плёнку.
ОтветитьУдалитьТак вот объектив я давно такой хотел приобрести, он подходит и к зеркалке моей Canon, меня не смущает, что не будет бесконечности, всё равно для портретной съёмки буду использовать и к Sony nex тоже отлично подходит с удлиннительным кольцом 16,4 мм, правда выглядит объектив не очень пропорционально на тушке, большеват и наводится на резкость трудно по экрану даже с включённой контурной резкостью, есть такая фишка у nex. А так, очень не плохой объектив даже начиная с открытой диафрагмы.
За эту цену у вас отличный набор. Поздравляю! Хороших снимков!
Удалить