ОГЛАВЛЕНИЕ

Гелиос-40 (М39) обзор

Гелиос-40 1,5/85 М39


P2122963Шестилинзовый сверхсветосильный анастигмат типа «Планар». Умеренно длиннофокусный.

Гелиос-40 выполнен на оптической схеме, аналогичной объективу Carl Zeiss Jena Biotar 1,5/75.





В Советские времена этот объектив выпускался под два типа креплений — под зеркальную резьбу М39 и под М42. Для дальномеров эти объективы не выпускались.

В обзоре представлен первый вариант — с резьбой М39 в белом корпусе производства КМЗ.

Если вас интересует версия М42, ее обзор я обязательно опубликую. Ищите на карте блога или подпишитесь на e-mail рассылку.

9Примечательно, что с распространением недорогих цифровых зеркальных камер, на этот сверхсветосильный объектив так поднялся спрос, что в 2012 году на КМЗ был налажен выпуск обновленной версии Гелиос-40 с креплениями в т.ч. на Nikon и Canon.  






Оптическая схема:

helios-40-lens 

Фокусное расстояние: 85 мм
Угол поля зрения: 28°
Размер кадра: 24×36 мм
Количество линз/групп: 6/4
Рабочий отрезок — 45,2 мм

Относительное отверстие: 1:1,5
Пределы шкалы диафрагм: 1:1,5–1:22
Количество лепестков диафрагмы — 10
Регулировка диафрагмы — с фиксированными значениями
Предустановка диафрагмы — есть

P2122966

Ближний предел фокусировки — 0,8 м

Соединения:
объектива с камерой — M39×1
для ввинчивающихся насадок — M66×0,75
для надевающихся насадок — 68 мм
Расположение крепления для светофильтров: переднее

Разрешающая способность по ТУ (центр/край): 32/16 линий/мм
Коэффициент светопропускания: 0,75

Вес — 940 г

P2122976Просветление химическое однослойное желто-фиолетового цвета.

Набор и расположение органов управления — достаточно традиционные для этого типа оптики.

Самое ближнее к камере кольцо с накаткой — неподвижное. Оно служит для комфортного накручивания объектива на камеру.  

Кольцо фокусировки чуть дальше. Оно имеет характерную для всех зеркальных М39 объективов форму — гибрид гайки и шестеренки. Вогнутые части с накаткой, выпуклые — ровные.



Кольцо не очень широкое и расположено близко к корпусу фотокамеры.

При использовании, в руку ложится не оно, а расположенное чуть дальше кольцо закрывания диафрагмы, которое, к тому же, — шире. С непривычки легко спутать. Хотя, привыкаешь быстро.

Полный ход геликоида — около 270 градусов.

Шкала дистанций нанесена под кольцом фокусировки, на конической поверхности, обращенной к фотоаппарату.  При использовании на современных зеркалках шкалы дистанций и ГРИП видно плохо. 

Колец диафрагмы два. Самое дальнее от камеры отвечает за предварительную установку диафрагмы. Шкала со значениями — только для него!

Кольцо чуть ближе — служит для того, чтобы фотограф мог быстро закрыть диафрагму от полностью открытого положения (на котором происходит компоновка кадра) — до закрытого на столько, на сколько выставлено предварительно.

По положению этого кольца определить относительное отверстие невозможно. Оно не предполагает использование промежуточных положений – только крайние.   

P2122979Диафрагма состоит из 10 лепестков. Это довольно много, но форма лепестков такова, что практически на любом значении они образуют круги с зубчиками. Так называемые «циркулярные пилы».

Лепестки черненые, матовые.




P2122988Гелиос-40 объектив тяжелый и поэтому в его конструкции имеется штативное гнездо. У моего экземпляра оно жестко закреплено на корпусе и объектив можно сориентировать на штативе только в горизонтальной ориентации кадра.





У некоторых версий этого объектива под резьбу М39 и у всех под М42, именуемых Гелиос-40-2, — штативное гнездо выполнено на подвижном хомуте и позволяет менять ориентацию кадра без участия головы штатива.

P2122985Интересно, что когда я установил свой Гелиос-40 на зеркалку Nikon, то оказалось, что объектив «недовернут» и штативное гнездо расположено не снизу, а как-то почти по диагонали.  





P2122982Первым делом, я, конечно, недобро помянул наших китайских друзей, которые делали переходник, но потом выяснилось, что и на Зенит-С данный объектив становится точно также — с «недоворотом».

Вот и чего после этого думать?




Проектировали Гелиос-40 для съемки в условиях низкой освещенности. В наше время современные матрицы позволяют практически не думать об уровне освещенности, и светосильные объективы интересны в первую очередь своим размытием заднего фона.

Гелиос-40 со своей светосилой f1,5 — да, размывает задний фон очень сильно. Но это не все.

Благодаря оптический схеме, Гелиосу-40 присущ такой эффект, как закручивание светлых  участков заднего фона на открытых диафрагмах.

В принципе, это закручивание свойственно всем Гелиосам  и в т.ч. на порядок более дешевым моделям из семейства Гелиос-44.

Но у 40-го оно выражено наиболее сильно.

Еще Гелиос-40 знаменит необычной кривой (графиком) разрешающей способности. Как правило, у объективов от центра кадра к краю разрешающая способность падает.

У Гелиос-40 разрешающая способность от центра сначала падает достаточно сильно, но потом — ближе к краю кадра снова начинает расти.

helios-40-resВот этот график.













Чем это вызвано? Ну, формулировка причины выглядит так: «кривизна поверхности изображения третьего порядка при невозможности хорошо исправить ее скомпенсирована кривизной пятого порядка».

Вам что-то понятно? Мне — нет.

Есть такая прозаическая трактовка. Дело в том, что Гелиос-40 был спроектирован на основе немецкого Carl Zeiss Jena Biotar 1,5/75.

Объектив не был полной копией — советские конструкторы пересчитали его схему под отечественные сорта стекла. В процессе этого даже изменилось ФР с 75 на 85 мм!

Так вот, есть мнение, что в процессе пересчета или была допущена ошибка или просто какой-то элемент схемы не удалось пересчитать без осложнений и эти осложнения были скомпенсированы некой «заплаткой».

Я не знаю, насколько достоверна эта информация, и мне совершенно неважно, что именно послужило причиной такого необычного поведения разрешающей способности.

Важно, что к дополнению к сильному размытию заднего фона, на открытой диафрагме у Гелиос-40 также сильно падает разрешающая способность от центра и это усиливает эффект размытия и подчеркивает разницу между резким объектом съемки в центре и совершенно нерезким пространством непосредственно вокруг объекта.

Кроме свойств размытия, принято считать, что Гелиос-40 хорошо передает объем пространства. Также он немного желтит, т.е. «теплит» картинку, делая ее уютной.    

Итого, Глиос-40 — это отличный портретный объектив и объектив для творчества.

В рейтингах на лучший советский портретик, Гелиос-40, как правило, занимает верхнюю строчку, ну или входит в ТОП-3, в крайнем случае.

Благодаря всем этим своим оригинальным свойствам, Гелиос-40 стоит сейчас как чугунный мост. Это касается как советских изделий, так и моделей образца «2012 и свежее».

Высокий ценник только подчеркивает «элитность» данного объектива и поддерживает множество мифов о нем и его чудесных свойствах.

Вероятно, Гелиос-40 — это самый обсуждаемый советский объектив и самый противоречивый.

циклопТем, кто очень хочет иметь Гелиос-40, но ограничен в средствах, рынок предлагает объектив Циклоп.

Циклоп — это версия Гелиос-40, выпускаемая в 90-х годах Ростовским Оптико-Механическим Заводом для прибора ночного видения НЗТ-1.



Циклоп имеет схему, аналогичную Гелиос-40, посадочную резьбу М42 и в нем отсутствует механизм диафрагмы. Т.е. диафрагма Циклопа всегда одна — максимальная  f1,5.

Логика понятна — вам нужно от Гелиоса-40 именно f1,5, ну так вы ее и получаете.    

Цена Циклопов примерно раза в полтора-два ниже, чем у Гелиосов-40, что все равно очень дорого.

Я не советую покупать Циклоп. Почему — немного ниже.

Хорош ли Гелиос-40? По моему мнению — да — весьма хорош. Хотя его вес и расположение органов управления делают его использование не удобным, а особенности оптической схемы — капризным. Все равно — хорош.

Если вам повезло откопать такой на антресоли — можете считать, что вам очень повезло. Немедленно на фотосессию.

А вот стоит ли покупать Гелиос-40? Знаете, не стоит. Объектив отличный, но цена его дороже, чем то, что он может вам дать.

Гелиос-40 не содержит волшебства. Он не гарантирует удачные снимки. Эффекты, которые он накладывает на изображение — очень интересны, но они не залог обязательного успеха.

Пройдемся прямо по списку.

1. Сильное размытие заднего фона вследствие малой ГРИП.

В сети много программ –калькуляторов ГРИП как для ПК, так и под смартфон. ГРИП на иностранный манер называется DOF.

Введите в программу необходимые параметры и вы увидите, что при f1,5 на дистанции лицевого портрета ГРИП измеряется считанными сантиметрами.  

Это значит, что при МАЛЕЙШЕЙ оплошности нос вашей модели будет в фокусе, а глаза – нет!

Диафрагма f1,5 — это ОЧЕНЬ сложная для использования штука. Подтверждение резкости, которое предлагает вам ваш цифровой фотоаппарат — бесполезно в этом случае. Навести вручную через видоискатель — тоже очень сложно. Выход — это LiveView + максимальное увеличение области, где фокус должен быть.

В общем, поигравшись с f1,5, многие начинают использовать менее агрессивные значения диафрагмы. И именно поэтому я не рекомендую Циклоп. На нем такой переход невозможен.

2. Резкое падение разрешающей способности от центра к не самым дальним окраинам.

Да, неплохо подчеркивает размытие. Но только в том случае, если ваш объект находится строго по центру кадра. Лицевой портрет, где в центре — глаза модели — вот, наверное, и все, что приходит в голову для использования такого эффекта.  

Как может повысить художественную ценность снимка возврат разрешающей способности на самом краю кадра — я придумать не могу.  

3. Закручивание заднего фона.

Очень интересный эффект. Но он возникает не всегда. Чтобы получить отчетливое закручивание, нужен все-таки подходящий фон. И объект съемки нужно в этот фон вписать.

Я после прогулки с Гелиосом-40 забраковал все снимки, на которых фон крутился. Да, банально просто промазал фокусом в непосредственно объект.

И еще этот эффект не всегда уместен. Как со всеми художественными эффектами — часто лучше не перебарщивать.

Что имеем в остатке?

Гелиос-40 — объектив для постановочного фото. Для ситуации, когда место, фоны, сценарий — тщательно продуманы. Модель готова позировать сколько нужно. В общем, для неспешного творческого процесса.

Часто вы так снимаете? Я — нет.

Конечно, можно и придавить диафрагму. Тогда все существенно проще. Но более темные Гелиосы стоят на порядок дешевле.  

Конечно, все это — только мое мнение. У вас иное? Отлично, пишите в комментариях!

В любом случае, перед покупкой Гелиос-40 стоит сначала поискать  его у знакомых и опробовать. И только убедившись, что — да, вам комфортно его использовать, — только тогда покупать.

На Авито просто МАССА предложений Гелиосов-40 выпуска после 2012 годов — едва пользованных. К чему бы это? :о)

Гелиос-40 под резьбу М39 отлично пойдет как портретник как на зеркалках, так и на беззеркалках на полном кадре. С поправкой на вес! Маленькие беззеркалки будут смотреться как задние крышки. Баланса в такой связке не будет вообще, зато будет реальный риск вырвать к чертям байонет у камеры.

На кропе нужно понимать, что большая часть «чудо-закручивания» — обрежется. В остальном все хорошо, но стоит ли это тех денег, что за него просят?  

Установить этот объектив на вашу камеру помогут 2 переходника.
М39-М42
М42-ваша система.

Переходники М39-ваша система сделаны не под этот объектив.

Имейте также в виду, что при съемке удаленных предметов у данной версии в некоторых случаях могут возникать проблемы с фокусировкой. Все потому, что переходник М42-ваша система рассчитан на рабочий отрезок объектива 45,5 мм.

А объектив имеет нестандартный чисто советский рабочий отрезок 45,2 мм.

Если у вас зеркалка Nikon, то переходник  М42-Nikon вам нужен с линзой. Но если вы собираетесь снимать именно портрет, то и с единственным переходником М39-Nikon — сможете снимать портреты от поясного и крупнее, без всяких дополнительных линз.  

Тестовые снимки:     

DSC_2286
DSC_2265
DSC_2309 
Перечень всех обзоров и статей вы можете видеть на карте блога.

Самые дешевые переходники продаются на Aliexpress.
Выбрать переходник для своей камеры вам поможет табличка.
Переходник М39-М42 вам понадобится дополнительно во всех случаях.

Тип
Брэнд
Рекомендация
Ссылка на переходник
Full frame
Crop
Зер- кал- ки
Nikon
Отличный портретник. Но довольно дорогой. 
Многие фишки будут ослаблены кропом. Портретник по прежнему отличный. Но стоит ли платить столько?
Canon
Sony
Pentax
Без- зер- кал- ки
Sony
Оlympus/ Panasonic
Fuji
Nikon
На этом у меня все. Не забывайте о лайках и репостах. Удачи!

--------------------------------------------------------------------------
Информационное сообщение.

Уважаемые читатели! В социальных сетях для сайта Фототехника СССР созданы странички – визитные карточки.

Если вам интересен мой ресурс, приглашаю поддержать проект и стать участником любого из сообществ. Делитесь опытом, высказывайте соображения, задавайте вопросы, участвуйте в дискуссиях!


В соцсетях я буду выкладывать ссылки на свежие обзоры и сообщать, какие именно статьи появятся на сайте Фототехника СССР в ближайшем будущем.

--------------------------------------------------------------------------

Комментарии

  1. Всё верно. Настолько верно, что относится и к другим версиям объективов Гелиос. Клюнул на хвалебные оды некоторых пользователей, приобрёл HELIOS 44M-6, 1993 года выпуска. В очень хорошем товарном и рабочем состояниях, с чистыми стёклами.
    Тестировал на "кропнутой" беззеркалке SONY a6000 с переходником SONY-NEX.
    Вначале попробовал его в макросъёмке. Результат огорчил: объектив MIR-1, 1967 г.в., на замену которого приобретался Гелиос "переплюнул" оного по всем параметрам (увеличению, контрасту, резкости). Тестирование проводилось с помощью советских макроколец, а также, посредством ротации (перевёртывания) объектива.

    Решил сравнить эти объективы в пейзажной съёмке. Здесь примерно одинаковые показатели. На удивление, результаты съёмки в контровом свете, оказались лучше у Гелиоса, Мир ловил больше "зайцев". Однако, за счёт малого ГРИП и, как следствие, более сложного наведения на резкость (особенно, в зимних условиях, когда быстро замерзают руки), процент брака Гелиоса оказался почти на четверть выше, чем у Мира. Эта особенность немало огорчила...

    Вывод, сделанный для себя после тестирований: объектив заметно "замыливает" снимки, имеет недостаточную (по современным требованиям) резкость. Приобретение Гелиоса, на мой взгляд, оправдано только ради оригинального размытия фона им в портретной съёмке для начинающих фотографов, или из-за недостатка средств для покупки нового, оригинального объектива.

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Фотоэкспонометр Ленинград-2 обзор и инструкция

Зеркальные фотоаппараты с резьбой М39 и байонетом Ц

ЛОМО-135ВС обзор фотоаппарата и инструкция

Смена-8М обзор фотоаппарата и инструкция

Пневматический автоспуск обзор