Зенит-ЕТ, — это не просто фотоаппарат, это, своего рода, явление в советском фото. Явление, которое можно наблюдать, удивляться и строить по его поводу разные гипотезы.
Начиналось все примерно так: В 1981 году на КМЗ вышли 2 фотоаппарата — Зенит-10 и Зенит-11. Аппараты не были совсем уж революционными, скорее это был глубокий рестайлинг Зенитов –Е и –ЕМ соответственно.
Но вышли новые аппараты вполне удачными. Особенно 11-я модель.
Правда, несмотря на все свои достоинства, Зенит-11 был все-таки аппаратом далеко не передовым. Даже в сегменте не очень сложных камер, на КМЗ уже тогда развивалась линейка Зенитов TTL / 12 с внутрикамерным замером экспозиции.
А ведь еще был выпуск камер более высокого уровня!
В общем, не мог КМЗ Зениту-11 выделить мощности, достаточные для удовлетворения спроса на действительно хороший и недорогой аппарат.
Было принято вполне разумное и очевидное решение — начать выпуск новых аппаратов параллельно на заводе «Зенит» г. Вилейка. Напомню, опыт производства фотоаппаратов Зенит-Е параллельного на КМЗ и БелОМО уже был.
Камеру стали готовить к передаче в производство на БелОМО и так появился, собственно, Зенит-ЕТ.
Таким образом, Зенит-ЕТ, — это реплика Зенитов -10 и -11.
Зачем понадобилось вводить новый буквенный индекс? Чем не устроили прежние, числовые?
Достоверно это неизвестно.
Возможно, на КМЗ хотели дистанцировать свои 11-е, «оригинальные» модели от белорусских. Не секрет, что качество изделий БелОМО было пониже, чем у Красногорских, а конкуренция между предприятиями, несмотря на социалистическое равенство и братство, — была и довольно серьезная.
Зенит-ЕТ на КМЗ выпускался всего 2 года — фактически только в период становления производства в Белоруссии.
А вот в Вилейке Зениты-ЕТ выписались параллельно с 11-ми на КМЗ 10 лет, между прочим (!!!)
Вот, возможно, решили подчеркнуть разницу.
А может быть, при подготовке документации для передачи в нее сразу вносились изменения с целью, например, удешевить передаваемый аппарат или подогнать технологические процессы под какие-то рамки, существовавшие на заводе «Зенит».
Поэтому, решили, что аппарат получается достаточно новым для самостоятельного индекса.
В любом случае сейчас можно уже только гадать…
Что означает индекс «-ЕТ»?
Официально он не расшифровывался. На ресурсе КМЗ сообщается версия хотя и неофициальная, но от самого предприятия, т.е. главная, по сути.
Согласно этой версии, буква «Е» осталась от Зенита-Е, а буква «Т» была добавлена в честь директора КМЗ Трифонова В.Г.
Если логике этой версии следовать, то нужно вспомнить, что Зенит-Е получил свой индекс не за «Exponometer», а от фамилии тогдашнего директора Егорова Н.М.
В этом случае «ЕТ» означает «Егоров-Трифонов».
Вам как? Мне странно немного.
Почему не просто Трифонов, не Зенит-Т? Аппарат то существенно отличался от Зенита-Е. Более чем достаточно, чтобы считать его совершенно самостоятельной заслугой текущего директора.
Товарищу Воронину Л.А., например, ничто не помешало получить «именной» Зенит-В, хотя он, в общем, мало чем отличается от Зенита-Е.
Да и чего, в Вилейке не было своего директора с амбициями??? Зачем для аппарата, который разрабатывается специально для передачи в БелОМО, придумывать название, в котором зашифровано два Красногорских директора??? Не конструктора, а именно директора!!!
Ох, сомнительная версия.
К слову сказать, «ЕТ» сочетается удачно. Солидно, весомо.
Но самое необычное с фотоаппаратом Зенит-ЕТ происходило уже во время его продолжительного выпуска на БелОМО.
Зенит-ЕТ — это, видимо, самый изменчивый фотоаппарат СССР.
Ну, про цвет корпуса — молчу, видели не раз.
Но, выпускались, например, варианты Зенита-ЕТ без привода моргающей диафрагмы.
Пример на фото.
Тут, правда, можно сказать, что конкретно эти экземпляры были репликами не Зенита-11, а Зенита-10. В общем-то, почему бы и нет?
— А почему самостоятельный индекс не присвоили?
— А зачем?
— Ну так покупателя в заблуждение вводите!
— Да бросьте вы, в самом деле……
А чем, например, объяснить, что на некоторых Зенитах-ЕТ не было селенового экспонометра (фото слева), а на некоторых замок был старой конструкции — снаружи (фото справа)???
При этом, весь этот зоопарк назывался одинаково — Зенит-ЕТ.
Логику такой изменчивости полностью понять сложно на самом деле.
Возможно, предприятие испытывало периодические сложности с комплектующими. Возможно, шла постоянная работа над удешевлением продукции. Особенно и то и другое было актуально в 90-х.
Но мой, например, экземпляр, 91-го года выпуска, действительно мало чем отличается от Зенита-11. Он вполне хорошо собран. Более того, мне попался заводской комплект с объективом МС Гелиос-77М-4.
Согласитесь, не похоже на ситуацию «даешь все максимально дешево».
В общем, у меня такое впечатление ,что какого-то единого вектора развития фотоаппарата на заводе «Зенит» БелОМО — не было. Выпускались то варианты попроще, то посложнее и покруче. А возможно и одновременно шло параллельное производство обоих сегментов. И под одним именем.
Что же все-таки из себя представляет Зенит-ЕТ?
Давайте рассмотрим его подробнее.
Зенит-ЕТ
Фотоаппарат Зенит-ЕТ выпускался на КМЗ с 1981 по 1982 год. И на заводе «Зенит» БелОМО с 1982 по 1995 год.
Красногорких аппаратов выпушено всего около 60 тыс. штук. Зато Белорусских — под 3 миллиона.
Камера хорошая и массовая.
Зенит-ЕТ, в общем и целом, очень похож на Зенит-11. Если не приглядываться, можно подумать (и не ошибиться сильно), что аппараты идентичны.
Как говорилось выше, было множество странноватых вариаций Зенитов-ЕТ, но мы говорим об основной линии.
Визуально некоторые отличия в глаза бросаются, но нужно понимать, что выпускаясь десятилетиями, в мелочах советские аппараты с ходом времени могли меняться довольно сильно.
Из постоянных отличительных признаков, на сколько мне известно, можно выделить всего несколько и они не очень принципиальны:
— рычаг взвода затвора у ЕТ был пластиковый, у 11-х пластиковая была только лапка;
— штативное гнездо у ЕТ — на старом месте — справа. У 11-х оно смещено ближе к оси объектива.
Возможно, внутри есть еще отличия не видные простому пользователю.
Если вам известны еще универсальные отличия Зенитов-ЕТ от 11-х — пишите в комментариях!
Штатный объектив мог быть одним из:
— Гелиос-44-2 2/58;
— МС Гелиос-44-3 2/58;
— Гелиос-44М-4 2/58 или МС версия;
— Гелиос-44М-5 2/58 или МС версия;
— Гелиос-44М-6 2/58 или МС версия;
— МС Гелиос-77М-4 1,8/50
Как говорится, «от и до»… Верхние два объектива не имеют моргающей диафрагмы.
Крепление объектива — резьба М42×1. Рабочий отрезок — 45,5 мм. Поддерживается моргающая диафрагма.
Затвор — матерчатый, шторно-щелевой с горизонтальным ходом. Отбивает выдержки: 1/30, 1/60, 1/125, 1/250, 1/500, В.
Синхронизация вспышки на 1/30.
Фотоаппарат оборудован механизмом автоспуска и горячим синхроконтактом.
Размер поля изображения видоискателя — 20×28 мм или 65% площади кадра.
Увеличение окуляра — 5Х.
Тип фокусировочного экрана — матовое стекло с кольцом микрорастра.
Вес моего экземпляра без объектива ХХХ грамм.
Элементы управления:
Над объективом Зенита-ЕТ располагается светоприемник селенового фотоэлемента.
Справа на передней панели имеется гнездо синхроконтакта, а под ним — рычаг завода и кнопка старта автоспуска.
Сзади — окуляр видоискателя.
Видоискатель Зенита-ЕТ покрывает всего 65% площади кадра. Это очень мало и создает трудности при компоновке кадра. Этот атавизм аппарат унаследовал от Зенита-Е с 60-х годов.
В центре матового стекла имеется линза Френеля с микрорастром.
Снизу — только штативное гнездо. Оно максимально справа. Это тоже атавизм с мохнатых времен. Почему его не сместили ближе к центу как у Зенита-11 — непонятно.
Вся нижняя панель — пластиковая. Это, хотя и не постоянная отличительная особенность, но нововведение Зенита-ЕТ в этой линейке. По мне, так это хорошее решение. Меньше царапин и на аппарате и на мебели.
Сверху у Зенита-ЕТ слева-направо находятся:
— калькулятор экспозиции с помещенной в центре рулеткой обратной перемотки;
— дугообразное окошко со стрелками экспонометра;
— «горячая» скоба бля вспышек;
— головка выдержек;
— нажимная втулка отключения затвора с кнопкой спуска в центре;
— головка взвода затвора и транспортировки кадра, снабженная курком и счетчиком кадров.
Головка выдержек большая, ухватистая с качественной накаткой.
Для изменения выдержки головку нужно просто повернуть и ничего больше.
Выдержки, конечно, можно менять как при взведенном, так и при спущенном затворе.
При взведении затвора головка не вращается.
Расчет экспозиции на Зените-ЕТ происходит абсолютно традиционно:
1. На калькуляторе необходимо выставить чувствительность заряженной в аппарат пленки. Для этого нужно за небольшой поводок вращать внутренний диск калькулятора до совмещения риски с числом чувствительности в правом или левом окошке.
Слева шкала в стандартах ГОСТ и ASA, справа — в DIN
2. Далее наводим аппарат на объект съемки. Есть рекомендация немного наклонить аппарат вперед, чтобы экспонометр чуть меньше захватывал небо.
В зависимости от освещенности объекта в дугообразном окошке тонкая стрелка займет ту или иную позицию.
3. Вращением внешнего кольца калькулятора ловим тонкую стрелку в колечко.
4. Когда стрелка поймана, в передней части калькулятора на внешнем и внутреннем кольцах, друг напротив друга выстраиваются значения выдержек и диафрагм. Любая пара — является верной экспопарой.
5. Переносим выдержку и диафрагму на соответствующие органы управления.
Для обратной перемотки пленки у Зенита-ЕТ имеется рулетка. Чтобы перемотать пленку нужно откинуть рукоятку. Рулетка очень удобная.
Если головку рулетки вытянуть вверх до упора и потом еще немного потянуть, откроется задняя крышка аппарата. Это очень удобно и надежно.
Важно также, что при захлопывании крышки, она зафиксируется даже при поднятой головке.
Отношение к камере.
Зенит-ЕТ — аппарат, который наиболее сильно у меня ассоциируется с БелОМО, среди зеркалок.
Помню, очень давно, в детстве, вскользь в новостях по телевизору показали ролик о производстве фотоаппаратов в Белоруссии. Буквально несколько секунд на экране был конвейер, по которому шли черные аппараты. С очередным из них женщина-мастер в белом халате производила какие-то манипуляции.
Этот ряд черных аппаратов и желтые отблески на линзах — навсегда врезались в память.
Зенит-ЕТ — хороший, добротный аппарат с непростой и интересной историей. Миллионы штук этой рабочей лошадки фотолюбителей делали счастливыми миллионы советских граждан.
Если
у вас имеется фотоаппарат Зенит-ЕТ и на нем есть объектив, вы можете
использовать этот объектив на своей цифровой камере. Как на зеркальной, так и
беззеркальной. На полном кадре и на кропе.
Поищите
свой объектив в оглавлении моего сайта, возможно, имеются какие-то тонкости,
которые стоит знать.
Но в
любом случае вам понадобится переходник на вашу фото-систему.
Самые
дешевые переходники продаются на Aliexpress.
Выбрать
переходник для своей камеры вам поможет табличка.
Тип
|
Брэнд
|
Ссылка
на переходник
|
Зеркалки
|
Nikon
|
|
|
Canon
|
|
Sony
|
|
Pentax
|
|
Беззеркалки
|
Sony
|
|
Оlympus/
Panasonic
|
|
Fuji
|
|
Nikon
|
|
На этом у меня все. Удачи!
--------------------------------------------------------------------------
Информационное сообщение.
Уважаемые читатели! В социальных сетях для сайта Фототехника СССР созданы странички – визитные карточки.
Если вам интересен мой ресурс, приглашаю поддержать проект и стать участником любого из сообществ. Делитесь опытом, высказывайте соображения, задавайте вопросы, участвуйте в дискуссиях!
В соцсетях я буду выкладывать ссылки на свежие обзоры и сообщать, какие именно статьи появятся на сайте Фототехника СССР в ближайшем будущем.
--------------------------------------------------------------------------
Инструкция:
Так же комплектовался штатными объективами Индустар-50-2 и версиями Гелиос-44М-4 как с многослойным просветлением, так и без. Хороший был фотоаппарат. По крайней мере в моем все было сделано качественно и нареканий не вызывало.
ОтветитьУдалить