Советская фотоиндустрия охватывала немалый кусок истории и была разбросана на просторах необъятной страны. Полет фантазии и дерзость мысли советских инженеров — в ряде случаев тоже были запредельными для своего времени.
Инженеры старались одновременно и перенять зарубежный опыт и придумать что-то свое уникальное. Конкурировали между собой советские флагманы фотоиндустрии КМЗ и Арсенал.
На фоне такого глобализма — не могло не родиться множество типов креплений объективов.
Есть мнение, что именно разнообразие креплений привело к тому, что в Союзе вообще не продавали фотоаппаратуру в комплектации «body», т.е. без объектива в комплекте.
Просто в условиях путаницы с креплениями и общего дефицита всего и вся — фотолюбитель, купивший отдельную тушку имел все шансы не найти в тот момент продаже совместимого объектива или ошибиться в выборе. Чтобы фотоаппарат был пригоден к использованию в любом случае после покупки — его всегда комплектовали объективом.
Большое разнообразие креплений — имело еще один негативный эффект. Разработка и наладка производства техники с новым типом крепления, равно как и конкуренция заводов — все это поглощало много инженерных и производственных ресурсов.
В тех случаях, в которых на Западе конкуренция и инновации — имели исключительно положительную роль, в Союзе — был почему-то обратный эффект. Ресурсов не хватало, планы не воплощались в жизнь.
Увы, но слишком много новых фотоаппаратов, рассчитанных на перспективу и на будущие линейки оптики — в итоге так и остались без развития — только со штатным объективом. Линейка фототехники не получала продолжения, сменная оптика для нее не производилась.
На память приходят такие очень смелые для своего времени системы:
Байонет Ц
Линейка Зенитов -4,-5,-6 получила только 2 объектива: Вега-3Ц 2,8/50 и Рубин-1Ц 2,8/37-80. Рубин — это один из трех более или менее распространенных в Союзе трансфокаторов.
Байонет Старт
Фотоаппарат получил только штатный Гелиос-44.
Байонет 7
Зенит-7 получил только штатник Гелиос-44-7 (не путать с Гелиос-44М-7)
Резьбовая техника с электрической передачей диафрагмы в камеру
Зенит-18 получил только штатник Зенитар-МЕ1 1,8/50
Список заведомо неполный. Прототипы объективов для этих систем в расчет я, конечно, не принимаю.
Можно представить, сколько сил и энергии стоил запуск производства каждой новой фотосистемы. И все впустую.
И можно представить разочарование фотолюбителя не имеющего возможности купить для своей камеры сменную оптику. А ведь все перечисленные образцы — это представители класса «продвинутой» техники. В этих системах можно и нужно использовать сменную оптику.
В этом цикле статей мы рассмотрим все типы креплений советской оптики. Начнем с наиболее распространенных систем для 35 мм пленки. Разного рода экзотику оставим на попозже.
Прямо сейчас доступны описания следующих типов креплений:
Комментарии
Отправить комментарий