В обзорах, посвященных линейкам дальномерных камер ФЭД и Зоркий, я упоминал, что оба советских фотогиганта начинали с копирования немецкой камеры Leica II.
А что-же Киевский Арсенал?
Арсенал точно также начал с копирования немецких технологий. Но опирались они не Leica II как Красногорцы и Харьковчане, а другую камеру — Contax-2.
В самом конце 40-х годов производственные мощности завода Carl Zeiss (Jena), документация и готовые комплектующие Contax были перевезены в счет репарации в СССР. На этой базе было развернуто производство дальномерных фотокамер на Киевском Арсенале.
Несколько лет камеры собирались прямо из немецких комплектующих!
Так было выпущено несколько тысяч изделий.
А с 1949 года Арсенал начал производить все комплектующие самостоятельно. При этом немецкие специалисты консультировали Арсенальцев и помогали отладить производство.
Камеры, выпускаемые Арсеналом, получили название Киев.
Нужно отметить, что Киевляне выбрали для своего прототипа очень интересную камеру. Я бы даже сказал, что в 50-х, да и в 60-х дальномерные Киевы смотрелись более «продвинутыми» чем их «конкуренты» Зоркие и ФЭДы.
К сожалению, начав с очень высокого старта, Арсенал не спешил свою камеру улучшать. В итоге, Киев-2, -3, -4 — все очень похожи друг на друга. И финальная версия Киев-4М, родом из 80-х, на поверку, имеет совсем немного отличий от своего прототипа из 30-х годов.
В общем-то, логика конструкторов понятна. Зачем чинить то, что и так отлично работает? Я не буду с этим спорить.
Но с другой стороны, для 80-х дизайн дальномеров Киев смотрелся уже весьма винтажно. То в технических решениях, что в 60-е годы выглядело все еще свежо и брутально, — к 80-м откровенно устарело.
Но вот чего у Арсенальцев не отнять, так это умения сначала сделать камеру не такую как у всех, а топом не забросить систему, а развить ее, выпустить целую линейку камер, да еще и снабдить эти камеры отменным парком оптики.
На протяжении всей истории советской фото-индустрии — далеко не единожды Арсенал демонстрировал такое умение отстаивать свои системы. И мы не раз увидим это на страницах моего ресурса.
Что принципиально необычного в камерах Киев?
Дело в том, что на камерах Киев применяется тип крепления, отличный от того, что был у всех прочих советских дальномеров со сменной оптикой. Если ФЭДы, Зоркие, Ленинграды имели для оптики резьбу М39, то Киевы — байонет Contax-Киев.
Несмотря на то, что оптика с байонетом Contax-Киев не подходила к прочим советским дальномерам, тем не менее, для системы Киев выпускался ассортимент объективов не хуже, а в чем-то и разнообразнее, чем для резьбы М39.
Давайте вспомним, сколько отличных разработок КМЗ не получили ни одного объектива, кроме штатного?
Эволюция основной линейки фотоаппаратов Киев не очень сложная, но немного запутанная.
Киев-2(1947-1955) был точной копией Contax-2. Не имел экспонометра и синхроконтакта.
Киев-2А (1956-1958) — получил проводной синхроконтакт.
Киев-3 (1952-1955) — имел встроенный экспонометр и не имел синхроконтакта.
Киев-3А (1956-1958) — получил проводной синхроконтакт.
Таким образом, до сих пор отсутствие/наличие экспонометра обозначалось цифрой «2»/«3» в названии. А наличие синхроконтакта — добавлением литеры «А».
Далее, камеру несколько модернизировали и появился Киев-4. Синхроконтакт был у всех вариантов Киев-4. Но литера «А» у некоторых моделей в названии присутствовала.
Правда, указывала она теперь на отсутствие экспонометра.
Киев-4 (1957-1979) — экспонометр имел.
Киев-4А (1958-1980) — нет.
Далее была еще одна, скорее, косметическая модернизация и к названию камеры добавили литеру «М». Литера «А» по прежнему указывала на отсутствие экспонометра.
Киев-4М (1976-1985) — экспонометр имел
Киев-4АМ (1980-1985) — нет.
Из этой линейки классических Киевов, я поместил в коллекцию только финальную модель Киев-4М как наиболее технически совершенную.
Хотя нужно отметить, что есть упоминания о снижении качества продукции Арсенала новых моделях.
Также оговорюсь, что Арсенал предпринимал еще одну попытку модернизации своих узкоформатных фотоаппаратов. Так появился Киев-5.
Киев-5 визуально сильно отличается от перечисленных выше камер. Я буду считать его находящимся вне линейки моделей 2-4, хотя, строго говоря, это и не на 100% обосновано.
По Киеву-5 у меня будет отдельный обзор — там и поговорим и нем.
Пока остановимся на модели Киев-4М.
Киев-4М
Киев-4М выпускался на киевском заводе Арсенал с 1976 по 1985 годы.
Штатный объектив Гелиос-103 1,8/53.
Объектив обладает очень неплохой светосилой и нужно отметить, что в варианте с резьбой М39 этот объектив не выпускался.
И штатник со светосилой более 2 — это, между прочим, круто. Немного таких примеров было в СССР.
Тип крепления — байонет Contax-Киев наружный и внутренний.
Идем дальше.
Затвор — шторный с вертикальным движением шторок.
Шторки собраны из узких металлических звеньев (жалюзи).
Этот затвор не похож на те, что мы рассматривали ранее у системных дальномеров.
Отбиваются выдержки 1/2, 1/5, 1/10, 1/25, 1/50, 1/125, 1/250, 1/500, 1/1000 и B.
Это очень большой ассортимент выдержек. Камеры Киев получили его с самых первых моделей. Это делает честь системе.
Камера снабжена автоспуском и «горячим башмаком».
Представленная в обзоре модель Киев-4АМ имеет также и встроенный несопряженный селеновый экспонометр.
Корпус Киева металлический. Оклеен традиционным текстурированным черным кожзаменителем.
Модели с экспонометром имеют узнаваемую надстройку сверху.
Вес моего экземпляра без объектива — 636 грамм.
Элементы управления.
Спереди, помимо объектива и размещенных на оправе байонета шкал расстояний и глубины резкости, расположены слева направо:
— окошко видоискателя;
— гнездо проводного синхроконтакта;
— панель селенового фотоэкспонометра, закрытая подъемной крышкой;
— большой прямоугольный глазок дальномера
— рычаг и стартовая кнопка автоспуска.
База дальномера 90 мм. Очень большая база. Дальномер Киева имеет самую большую базу из всех советских фотокамер.
Правда тут есть и отрицательный момент. Окошко дальномера смещено так далеко вправо, что его постоянно перекрывает средний палец правой руки.
А уж если мы решили воспользоваться для фокусировки специальным колесиком, то средний палец просто ну никак не уместить, чтобы он при этом не мешал дальномеру.
Панель экспонометра закрывается крышкой. Простое и замечательное решение. Ведь то, что селеновые фотоэлементы выгорают на свету — известно было всегда.
В инструкции прямо рекомендовано открывать крышку только на период расчета экспозиции, после чего закрывать.
Я полагаю, что поднятая крышка, кроме того, выполняет функцию козырька-бленды, отсекая от экспонометра свет с неба. Так достигается более точный замер освещенности именно расположенного впереди объекта.
Интересно, почему, такие крышки не применялись, например, на Зенитах?
Ясно, что экономили, но в масштабах всего аппарата такая простая деталька не должна была серьезно удорожать общую стоимость.
Кнопка старта автоспуска скрыта под рычагом его взвода. Практической отдачи в этом нет, но выглядит весьма приятно. Видна продуманность в мелочах.
Сзади — только глазок видоискателя.
Сам видоискатель — я бы назвал средним. Он дает не очень крупную и затемненную картинку.
А вот область дальномера в центре — отличная. Большая, прямоугольная, светлая.
В сочетании с широченной базой — использовать дальномер Киева-4М — одно удовольствие.
Снизу камеры расположены два поворотных замка, запирающие съемную заднюю стенку и штативное гнездо.
Штативное гнездо располагается на оси объектива, что также подчеркивает продуманность камеры.
Верхняя панель имеет сложную форму из-за расположенной по центру надстройки экспонометра.
Слева направо на ней расположены:
— несопряженный калькулятор экспозиции, в центре которого помещена головка обратной перемотки с рулеткой;
— скоба для вспышек с «горячим» синхроконтактом;
— стрелочный индикатор экспонометра;
— фокусировочное колесико и расположенная за ним нажимная пластина, разблокирующая стопор внутреннего байонета;
— дугообразное окошко счетчика кадров;
— массивная головка транспортировки кадра и взвода затвора; совмещенная с головкой выдержек и расположенной в центре кнопкой спуска.
Расчет экспозиции на Киеве-4М выглядит так:
1. На верхней части внутреннего кольца калькулятора выставляем чувствительность заряженной в аппарат пленки.
2. Вращаем внешнее ребристое кольцо калькулятора так, чтобы в окошке экспонометра стрелка совместилась с ромбообразным индексом.
3. После совмещения стрелки с индексом, любая из расположенных напротив друг друга пара диафрагмы (в нижней части внутреннего кольца) и выдержки (на внешнем кольце) — являются корректной экспопарой.
4. Если света мало и стрелка не дотянулась до ромба, то можно попытаться совместить ее с индексами «2» или «4» на той же шкале. В этом случае, значение выдержки, вычисленное на калькуляторе нужно умножить на 2 или на 4 соответственно.
Я нигде ранее не встречал возможности так точно оценивать экспозицию при недостаточной освещенности. Однозначно — зачет Киеву-4М.
Колесико фокусировки — интересный элемент, присущий дальномерным Киевам.
У этих аппаратов фокусировку можно осуществлять вращая объектив во внутреннем байонете или можно крутить специальное небольшое колесико в верхней части корпуса указательным пальцем.
За колесиком расположена пластинка при нажатии на которую разблокируется внутренний байонет, если он запаркован в положении бесконечности.
Более подробно работа байонета Contax-Киев описана в отдельной статье. Тут углубляться в этот вопрос не буду.
Все сделано так, что вращение колесика и нажатие на пластинку происходит одновременно.
Очень забавная функция, но на мой вкус — бесполезная.
Головка взвода затвора и транспортировки пленки — большая и удобная.
Правда, для 80-х отсутствие курка было все-таки уже очень не солидно. Тем более для камеры с замахом на профессиональное использование.
Чрезмерно долго Арсенальцы почивали на лаврах удачной камеры не внося в нее никаких существенных изменений.
Интересно, что эта же головка меняет выдержки. Для изменения выдержки головку нужно приподнять и повернуть до нужного значения.
На Арсенале вообще любили располагать управление выдержками в самых разнообразных местах. Дальше мы неоднократно в этом убедимся.
Относительно того, можно ли менять выдержки при невзведенном затворе — не все ясно. В инструкции написано что, рекомендуется менять выдержки при взведенном затворе.
И как следует понимать эту фразу? Это — не прямой запрет, что указан для ФЭД-ов и Зорких. Но и не разрешение. Почему не рекомендуется и чем мы рискуем, если не следуем рекомендациям — не указано.
Может, вы знаете? Пишите в комментариях.
Если бы у меня в 80-е был Киев, я бы, конечно, воспринимал эту туманную рекомендацию как запрет.
Но зная количество техники, вышедшей из строя при несоблюдении пользователями очередности изменения выдержки — я считаю, что если Киев в отличии от ФЭДа будет выходить из строя не каждый раз, а только один раз через десяток — в зависимости от конкретных выдержек или от стечения иных обстоятельств — это уже повод для уважения.
Кнопка спуска расположена близковато к правому караю. Но по другому в данном случае никак. Зато кнопку ничего не загораживает и у нее удобный короткий ход. В итоге пользоваться ею вполне комфортно.
Чтобы зарядить в камеру пленку нужно повернуть снизу два замка и снять заднюю стенку. Далее все типично.
Отношение к камере.
Киев-4М — фотоаппарат замечательный. Технических необычных решений в него напихано столько, что вызывает восхищение.
Конечно, это относится ко всей линейке дальномерных Киевов, отличий между которыми немного, а не к именно модели -4М.
На его борту отличный комплект параметров.
Работа со сменной оптикой — это вообще песня (ну или пляски с бубнами, как посмотреть….)
Аппарат обладает узнаваемым стилем и выраженной харизмой.
Однако, харизма эта — это харизма винтажной вещи. Подчеркнутая винтажность делает Киев милым и привлекательным — сейчас в 21-м веке.
В 80-х и тем более в начале 90-х — как общий дизайн, так и многие решения — выглядели уже устаревшими. А хотелось пользователям, конечно, чего-то модернового.
В плане дизайна у меня большой вопрос к стилю начертания названия камеры над объективом.
Ну что это за вязь? Ну старомодно же!
В общем, последним моделям Киева не помешал бы основательный рестайлинг.
К слову сказать, модели с литерами М в названии, а далее и Киев-5 — и были, попыткой осовременить фотоаппарат.
Попытка, отчасти, удачная. Отчасти.
Обилие черных пластиковых вставок, черный Гелиос-103, рулетка для обратной перемотки, центральный синхроконтакт — все это серьезно освежает дизайн Киева-4М.
Но только освежает, не более того. Общая старомодность остаются.
Ну а если без сантиментов, то Киев-4М в свое время был, конечно, очень крутым аппаратом и делал его владельца весьма авторитетным товарищем не взирая ни на что :о)
Комментарии
Отправить комментарий